02.08.2017 11:57
Рубрики
Общество
Фото
Евгении КАРАСОВОЙ
Теги
Фото:
Евгении КАРАСОВОЙ
02.08.2017 11:57

Холода не страшны

В этом году впервые за всю историю северного завоза в Иркутской области уже в июле была полностью завершена доставка твердого топлива по воде. В целом же на сегодняшний день отгружено более 93 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов – угля, мазута, сырой нефти, дизельного топлива, до места доставлено свыше 88 тыс. тонн, что составляет 80% от годовой потребности.

Рекордные поставки

Как рассказали в министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, в навигационный период текущего года доставка угля с ограниченными сроками завоза грузов осуществлялась в Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы.

– Учитывая прошлогодний опыт, когда приходилось переплавлять топливо в режиме минимального уровня воды в реках Осетровско-Ленского бассейна, правительством Иркутской области было принято решение обеспечить завоз основного объема топлива до 1 июля, – отметил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона Александр Барнаков. – В итоге завоз угля в Бодайбинский район закончен 30 июня, а в Мамско-Чуйский район последние суда с твердым топливом доставлены 13 июля. Завершить отгрузку и доставку угля по воде в намеченные сроки раньше, чем в предыдущие годы, позволило заблаговременное планирование северного завоза нашим министерством и ресурсоснабжающими организациями северных районов. Немаловажную роль в этом сыграла слаженная работа структурных подразделений всех участников завоза, за что мы им очень благодарны.

Общий объем доставленного топлива с начала навигации составляет 73,5 тыс. тонн угля. По словам Александра Барнакова, логистика северного завоза зависит от близости или отдаленности железнодорожного сообщения, судоходных рек, зимних автодорог, а также видов топлива и климатических особенностей того или иного района. Например, в Катангский район доставка дизельного горючего для электроснабжения осуществляется преимущественно по зимним автодорогам с декабря по апрель. В Бодайбинский, Мамско-Чуйский и частично Киренский районы уголь поставляется по железной дороге и по воде. Доставка дизельного топлива в так называемые заморские территории в Братском районе и в Тофаларию (Нижнеудинский район) осуществляется в зимний период по автодорогам с прохождением части пути по льду Братского водохранилища и рек.

– Низкий уровень воды в реках Ленско-Осетровского бассейна, кстати, оказывает влияние и на работу железной дороги, прежде всего, опорной станции Лена ВСЖД, которая подает вагоны в крупнейший на востоке страны Осетровский речной порт, – продолжил замминистра. – Чем ниже уровень воды, тем меньшую массу грузов может взять судно. Следовательно, для перевозки грузов, находящихся в прибывших на станцию вагонах, потребуется больше судов. Меняется график подхода и подачи водного транспорта в порт, что может привести к увеличению сроков перевалки грузов в порту и скоплению вагонов на станции.

Тем не менее, по информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, северный завоз нынче проходит в штатном режиме. С начала года отгружено более 93 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов (угля, мазута, сырой нефти, дизельного топлива), доставлено до места более 88 тыс. тонн, что составляет около 80% от годовой потребности и на 7,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Осталось довезти около 12 тыс. тонн угля и около 7 тыс. тонн нефтепродуктов. Поставка твердого топлива будет осуществляться с использованием железнодорожного и автомобильного видов транспорта через станцию Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги, жидкого – преимущественно автотранспортом до места назначения.

Не без проблем

– Основные проблемы северного завоза связаны с финансовым состоянием ряда ресурсоснабжающих организаций, закупающих топливо, – говорит Александр Барнаков. – Отопительный период и финансовый год по времени не совпадают, а на средства, выделенные в текущем финансовом году, необходимо закупить топливо, которое будет использоваться и в первой половине следующего года, причем приобрести его в течение короткого периода навигации, либо действия зимника. Если ресурсоснабжающая организация заходит на рынок предоставления коммунальных услуг в середине или в конце финансового года, она получает всего за несколько месяцев выпадающие доходы, которые компенсируются из областного бюджета, но по итогам года. Чтобы решить эту проблему, нынче министерством внедрен механизм авансирования ресурсоснабжающих организаций с учетом выпадающих доходов, предусмотренных на следующий финансовый год.

Но нередко сбои происходят и в результате неграмотной работы компаний. Так, в этом году непростая ситуация складывается в Мамско-Чуйском районе и некоторых поселениях Бодайбинского района (Жуинское и Кропоткинское) из-за неэффективной тарифной политики ресурсоснабжающих организаций. В Киренске же меняется компания, которая будет отвечать за тепло этой зимой, но новый концессионер зайдет на эксплуатацию котельных уже после начала отопительного периода, что может создать трудности с приобретением топлива.

Замминистра также отмечает рост стоимости угля и нефтепродуктов. Так, цена на уголь с железнодорожным тарифом до станции Лена за год увеличилась в среднем на 24%, стоимость мазута в Киренском районе возросла на 20%, дизельного топлива в Катангском районе – на 5–7%. Кроме того, на 8–10% увеличилась стоимость водного фрахта и услуг перевалки и выгрузки. По словам Александра Барнакова, все перечисленные проблемы находятся на постоянном контроле в министерстве.

– Сама жизнь диктует нам необходимость частичного изменения схемы доставки топлива в северные районы Иркутской области наземным путем с применением железнодорожного и автомобильного видов транспорта через станцию Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги, – прокомментировал замминистра. – Уголь для муниципальных учреждений Киренского района второй год подряд доставляется через станцию Киренга ВСЖД и далее автотранспортом до теплоисточников.

А вот поставка угля из Якутии, по мнению специалистов, в настоящий момент нерентабельна. Даже с учетом наиболее экономичного водного тарифа стоимость якутского угля для Бодайбо будет на 25% дороже топлива, завозимого в настоящее время. К тому же, как считает Александр Барнаков, некогда действительно лучший по качеству уголь шахты Джебарики-Хая ОАО «Холдинговая компания «Якутуголь», в настоящее время при переходе на новые участки вскрыши не имеет больше конкурентных преимуществ перед продукцией Черногорской или Касьяновской обогатительных фабрик, которые и поставляют топливо в северные районы Иркутской области.

Модернизация котельных

На протяжении нескольких последних лет министерство жилищной политики области проводит масштабную работу по сокращению потребления жидкого топлива муниципальными источниками, поскольку самыми оптимальными для севера остаются уголь и древесные отходы. В итоге, с 2001 года объем мазута, используемого котельными, уменьшился почти в 2,5 раза – со 142 тыс. до 61 тыс. тонн, количество теплоисточников снизилось на 360 (в том числе на жидком топливе – с 80 до 33, электрокотельных – с 293 до 190).

В рамках госпрограмм в 2015–2016 годах удалось провести модернизацию ряда теплоисточников в северных территориях. В Бодайбинском районе закрыты две угольные муниципальные котельные в поселке Перевоз с вводом нового теплоисточника. Общая экономия по углю ежегодно составит порядка 500 тонн или 5,5 млн рублей. Также выведена из эксплуатации котельная «Металлистов», работающая на нефти, что снизило потребление топлива на 2,4 тыс. тонн, или на 53,9 млн рублей. В 2018–2019 годах в рамках инвестиционной программы МУП «Тепловодоканал» планируется

завершить работы по выводу из эксплуатации еще одной мазутной котельной.

В 2015 году в Киренске за счет частных инвестиций на сумму 209,5 млн рублей построен и введен в эксплуатацию теплоисточник на древесных отходах (щепе), в результате чего была закрыта котельная на мазуте. Экономический эффект по топливной составляющей после срока окупаемости составит 3,2 тыс. тонн, или 63,4 млн рублей.

В Мамско-Чуйском районе в связи с упразднением населенных пунктов были закрыты три муниципальные угольные котельные. Экономия по топливу составила 6,8 тыс. тонн, или 44,5 млн рублей. Как заявили специалисты министерства жилищной политики, в Катангском районе перевод муниципальных теплоисточников, работающих на нефти, на иные виды топлива не целесообразен, так как непосредственно на территории муниципалитета есть месторождения нефти.

– Успешная реализация комплекса мероприятий позволила снизить потребление нефтепродуктов северными районами с 29,3 тыс. тонн в 2011 году до 14,5 тыс. тонн в 2017 году, или на 49% в натуральном выражении, что позволяет ежегодно экономить до 80 млн рублей, – подытожил Александр Барнаков.