20.09.2017 10:10
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
20.09.2017 10:10

Кино: Реднеки-разбойники

«Удача Логана» (Logan Lucky), 16+

США, 2017

Режиссер Стивен Содерберг

Джерри Логан (Ченнинг Татум), типичный реднек из штата Вирджиния. Реднеками («красношееми») в США называют белых жителей сельскохозяйственных малонаселенных районов. В массовой культуре этот деревенщина с вечным загаром от ворота рубашки до бейсболки обычно малообразован, религиозен, агрессивен к чужакам и неравнодушен к алкоголю.

Джерри замышляет ограбление автотрека в соседнем штате Северная Каролина. Там намечаются знаменитые гонки НАСКАР, и, пока все будут заняты состязанием, он планирует умыкнуть кругленькую сумму из тамошнего огромного сейфа. Для осуществления плана Логан привлекает еще нескольких фриков-реднеков, включая своего брата Клайда (Адам Драйвер) – однорукого ветерана Иракской войны – и сестру-парикмахершу Мэлли (Райли Кио). А для самого главного действа – аккуратного взрыва сейфа – Логанам во что бы то ни стало необходимо взять в дело еще и знаменитого местного медвежатника Джо Бабаха (Дэниел Крейг). Только его для этого надо будет ненадолго вызволить из тюрьмы, но Джерри Логан уже придумал, как это сделать…

Режиссеру Стивену Содербергу год за годом удается успешно действовать на территории как артхаусного, так и мейнстримного кинематографа. Производство откровенно массовых фильмов (вроде знаменитой трилогии про друзей Оушена) Содерберг регулярно чередует с постановкой куда более тонких, камерных, «личных» картин.

«Удача Логана» интересна тем, что сочетает в себе оба направления содерберговского творчества. С одной стороны, это симпатичная, умная и выраженно непопсовая лента, примыкающая к таким фильмам этого же режиссера, как «Информатор» и «Девушка по вызову». С другой стороны, перед нами своего рода провинциальный вариант «Одиннадцати друзей Оушена». Только вместо аристократических жуликов здесь действуют неотесанные дубины, а Джорджа Клуни и Брэда Питта заменяют куда менее звездные Ченнинг Татум и Адам Драйвер.

«Удача Логана» в большей степени комедия, чем пресловутые «друзья Оушена». Лента не просто предельно иронична, сатирой и юмором здесь пропитана буквально каждая сцена. Презабавна уже основная псевдодраматическая коллизия фильма: большие амбиции хитроумных деревенщин сламывают на своем пути любые козни противостоящих им нечистоплотных финансистов и нерадивых полицейских.

Конечно, массовый зритель вряд ли оценит «Удачу», и, например, в американском прокате картина уже провалилась, но в интеллектуальной проработке картины чувствуется твердая рука того самого Содерберга, который некогда дебютировал «Сексом, ложью и видео». Фильмы чем-то похожи – но не сюжетами, а скорее тем, что история, изначально как будто рассчитанная на рядового обывателя, на самом деле рассказана сугубо для умных, требовательных и «насмотренных» зрителей, которые могут оценить замаскированные постмодернистские киноцитаты.

Словом, это еще одна отличная картина Содерберга, которая не понравится большинству, но приведет в восторг редких ценителей. Здесь кроется еще одна ловушка: записные умники, пожалуй, могут пренебречь фильмом об ограблении во время автогонок, в которой одного из основных персонажей играет исполнитель роли Джеймса Бонда… «Да это, наверное, какая-то смесь из «Форсажа», «Иллюзии обмана» и еще какого-нибудь «Ограбления по…» – воскликнет умник и будет неправ.

Подобный обман ожиданий и сочетание несочетаемого чрезвычайно свойственны Стивену Содербергу. Это подлинный революционер от кино, революции которого проходят незаметно. Обычно фильмы, остающиеся в истории в качестве «переломных», тяжеловесны, а Содерберг легок и изящен.

Вдобавок, «Удача Логана» очень аккуратно стилизована под 1970-е – хотя действие, вроде бы, происходит в наши дни. Отлично-ритмичная старомодная музыка Дэвида Холмса, неторопливая атмосфера комедий семидесятых – просто именины сердца для въедливых киноманов. Чего же тут, спрашивается, еще исследовать, зачем теоретизировать? Сиди и смотри.