Выход есть

Часто ли вам приходилось видеть приюты и бесплатные столовые для бомжей? Их даже в больших городах можно по пальцам перечесть, что уж говорить о периферии, где и с работой не все благополучно, и уровень жизни, не в пример мегаполисам, ниже среднего. Тем удивительнее было узнать, что в Нижнеудинске открыт приют для бездомных, где помогают не только лицам без определенного места жительства, алко- и наркозависимым. Среди его постояльцев немало брошенных стариков, от которых отказались дети, и юных мамочек, которым просто некуда пойти. Исподволь, без нудных и долгих нравоучений активисты-общественники занимаются перевоспитанием бродяг, а отчаявшимся людям помогают снова поверить в себя, доказывая собственным примером: выход есть. Всегда.

На обочине

Их находят в теплотрассах и подъездах, разыскивают возле помоек и вокзалов, чтобы обогреть, накормить и вернуть к нормальной жизни. Кого-то в приют отправляет соцзащита, бывает, что звонят из больницы: приезжайте, заберите…

Одна из «долгожителей» приюта Наталья пришла сюда с тросточкой, изголодавшись до обморока. Без документов, в грязном тряпье. Разузнав, что у женщины есть двое взрослых детей и родной брат, ее пытались вернуть в семью, но родные безапелляционно заявили: «Матери у нас нет. Ее лишили родительских прав много лет назад. Как хочет, пусть теперь и живет!»

IMG_2636Нина Филофьевна поступила в приют из больницы. Бабушка лежала в приемном покое с перевязанной головой. Рассказала: внуки оформили на ее пенсию кредит, а оставшуюся часть денег отобрали. Стала возмущаться – избили и выгнали на улицу. У 80-летней старушки оказалась проломлена голова и грудная клетка. Медики бабульку, конечно, подлечили, только вот возвращаться ей было некуда.

19-летняя Олеся вот-вот станет мамой. За свою короткую жизнь девушка уже немало настрадалась. В раннем детстве ее определили в детдом, отобрав у пьющей мамаши. Год назад, выпустившись из детского дома, познакомилась с мужчиной, стали жить вместе. Вскоре Олеся забеременела. Но предстоящему появлению ребенка обрадовалась только она – сожитель словно с цепи сорвался: не нужен мне лишний рот. Или избавляйся от него, или иди куда хочешь. А куда идти? Пенсию – 600 тыс. рублей, что набежали на книжку, пока она находилась в госучреждении, гражданский муж пропил за считанные месяцы. На работу с огромным животом не устроишься. Олеся, конечно, стоит в очереди на получение жилья в Братске. Но все ведь прекрасно понимают, сколько порой сиротам приходится ждать своего угла.

В приюте 17 постояльцев. И у всех истории одна страшнее другой. Впрочем, сегодня они изо всех сил пытаются не вспоминать о своем прошлом. Наталье восстановили паспорт, подали документы на оформление пенсии. Олесе сделали прописку, для будущего малыша собрали вещи, купили коляску и кроватку. А Нину Филофьевну решили оставить у себя навсегда – бабушка наотрез отказалась переезжать в дом престарелых, рассудив: «Мало ли какие там попадутся люди. А здесь – хорошо, не обижают, уже ко всем прикипела душой, сроднилась».

Жизнь с чистого листа

Благотворительная организация, помогающая людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, появилась в Нижнеудинске пять лет назад. Ее создатели – Оксана Комина и ее муж Александр не понаслышке знают: каково это оказаться на самом дне.

– И я, и Саша – в прошлом наркоманы, – откровенно, не смущаясь, признается Оксана. – Я сама не единожды находилась на грани жизни и смерти, не раз подумывала о самоубийстве. В 13 лет трагически погибла мама, и моя жизнь покатилась под откос. Бросила школу, нигде не работала, 17 лет сидела на тяжелых наркотиках. Сейчас, трезво оценивая ситуацию, сама не понимаю, как осталась жива – многие друзья-приятели уже давно на том свете. Однажды какая-то женщина предложила пройти курс лечения в Тайшетском реабилитационном центре. Там познакомилась с Сашей. Его жизнь потрепала не меньше моей. Может, поэтому мы как-то сразу прилепились друг к другу, осознав, что вместе будет легче вернуться к нормальной жизни…

Александр, подсаживаясь рядом с женой, подтверждает:

– Главное – быть вместе, ведь мы – одно целое. Оба нахлебались до краев. Моя «история» началась с правонарушений – сидел по малолетке. Когда освободился, захлестнула наркотическая «романтика» – 90-е годы, помните, наверное. Тогда эта беда была повсеместной. Всерьез о своей жизни впервые задумался в этом же центре. Скажу откровенно: стало страшно. От меня отвернулись все: родные, друзья, знакомые… Прекрасно помню, как они говорили: горбатого могила исправит. Махнули на меня рукой и забыли. Однажды осознал: если завтра умру, даже похоронить меня будет некому. Вы не думайте, я никого не виню, сам виноват, что дошел до такого, а все равно было горько понимать – никому не нужен…

«Возвращение», разумеется, не было легким. Оба вспоминают: не единожды срывались, начинали сначала, карабкались изо всех сил к свету, делая крохотные шаги к исцелению. Признаются: выстоять помогла вера – не только в религиозном смысле этого слова, вера друг в друга, в то, что ты кому-то нужен, в семью, в то, что обязательно все будет хорошо.

– Когда, наконец, осознаешь, что в твоей жизни теперь нет ни матов, ни драк, ни наркотиков, ни тяжкого похмелья, когда проходишь эти победы, наступает огромное счастье и осознание – наконец стала свободной, – делится пережитым Оксана. – Ты уже не хочешь возвращаться к прежнему, аж подташнивать начинает, когда все вспоминается…

IMG_2668Не поэтому ли супруги постарались поскорее наладить новую жизнь. Вернувшись в Нижнеудинск, зарегистрировали брак. Вскоре у них появился первенец. Сегодня Оксана и Александр воспитывают уже троих ребятишек. Живут в частном доме, держат большое хозяйство. Саша – мастер на все руки, открыл ИП, его бригада занялась ремонтом, Оксана без дела тоже ни минуты не сидела: на ней ведь и дом, и скотина, да и за ребятишками нужен глаз да глаз… И все же отгородиться от внешнего мира у Коминых не получилось. Как-то Саша, вернувшись с работы, рассказал, что увидел в подъезде жмущегося к батарее оборванного старика. Потом Оксана, со слезами, поделилась, как купила хлеба замызганному подростку… Так начало у них назревать понимание – бездомные не просто нуждаются в помощи – их надо спасать.

Все обратимо

Рассказывают: сначала приводили «лишенцев» к себе домой, потом снимали для них квартиры. Несколько лет маялись со съемным жильем, слыша от соседей упреки, «пооткрывали, мол, притонов». Однажды умные люди надоумили создать благотворительную организацию, а два года назад городская администрация помогла взять в аренду брошенный барак на окраине города. Сами сделали в нем ремонт, по знакомым собрали кое-какую мебель и вещи. Вскоре к Оксане и Александру стали присоединяться такие же неравнодушные люди. Так родился целый проект с громким названием «Выход есть!».

– Сначала мы искали в приют постояльцев, теперь они к нам сами отовсюду идут, – раскрывает детали Оксана. – У нас приют-транзит. Наша задача – определить человека в госучреждение, чтобы он не умирал на улице. Но туда попасть без документов нельзя, а к нам – можно. Поэтому мы плотно сотрудничаем с Пенсионным фондом, управлением социальной защиты, медико-социальной экспертизой. Если есть возможность – стараемся выправить лишенцу документы, чтобы отправить его затем в интернат, дом престарелых, хоспис, к родственникам… На протяжении двух лет уже переправили в соцучреждения около 40 человек.

– Конечно, наладить контакт удается не со всеми, – добавляет ее единомышленник. – Есть среди них такие, кто не хочет ничего менять. Они смирились со своим положением, их все устраивает. Приходят исключительно за горячим обедом. Но большая часть – те, кто мечтает вернуться к нормальной человеческой жизни. Им нужен лишь небольшой толчок. Самая элементарная помощь. А кто поможет, если вокруг такие же бездомные и опустившиеся? Для тех, кто готов к переменам, у нас есть отдельный вагончик, где проводится первоначальная санитарная обработка: бритье, мытье, стрижка… Потом отправляем их на флюорографию, анализ крови, женщин обязательно к гинекологу. Были случаи, когда в теплотрассе женщины рожали… Уже потом и документы восстанавливать помогаем, и родных ищем, а вначале всегда стараемся человека выслушать и понять…

Кроме приюта, у нижнеудинских общественников еще немало забот. Дважды в неделю они развозят по городу горячую еду. Останавливаются около магазинов, на вокзале, возле помоек – там, где скапливаются бродяжки. Однажды заметив, что частенько подходят с тарелками старики, теперь кормят и их. Старики же не виноваты, объясняет Оксана, что заработали себе такие пенсии, на которые нормально прожить сложно… Узнав, что некоторые родители не могут сдать деньги в школу или детский сад на новогодние подарки – третий год проводят для их ребятишек рождественские праздники. По всему городу собирают от спонсоров подарки, наряжают елку, превращаются в Деда Мороза и Снегурочку. К 8 Марта покупают для многодетных мамочек цветы и поздравляют каждую отдельно, чтобы не забывала – этот праздник, прежде всего, ее. И все же самое удивительное, на мой взгляд, это забота о бродягах. Согласитесь, не каждый, увидев грязного вонючего бомжа решится даже просто к нему подойти. Большинство поспешит пройти мимо. На вопрос, что толкает Коминых помогать им, оба заявляют:

– Свой опыт. Нам понятно, что за грязной скорлупой прячется человек со своей болью, страданиями, душой. Не зря же говорят: сытый голодного не разумеет. Если человек никогда не был голодным, ему трудно даже просто представить, что это такое. Видя этих людей, мы понимаем: этот человек, как и мы, тоже может все начать заново. Все обратимо, стоит только очень захотеть.

Ноша не в тягость

Разумеется, осилить такое большое дело Оксана и Александр в одиночку никогда бы не смогли. У них множество добровольных помощников. В организации все волонтеры – бухгалтер, две швеи, парикмахер, недавно появились юрист, врач. Помогают также бывшие постояльцы приюта. Нет недостатка и в спонсорах. Им Оксана Комина просит сказать отдельное спасибо.

– Есть такие, кто просто не хочет себя афишировать, а как тогда поблагодарить? – объясняет она. – Я писала в интернете отчеты, фотографии их выставляла, а мне звонили и сердились: «Не надо! Я это сделал не для рекламирования!». Некоторые каждый месяц нам несут продукты, одежду, лекарства…

Конечно, от помощи общественники не отказываются, но все же со временем хотят перейти на самообеспечение. В прошлом году, рассказывает Оксана, она зарегистрировала рядом с приютом 200 соток земли. На одной части участка раскопали грядки, на второй – развели домашнюю птицу. Первых кур и гусей она выделила из своего хозяйства. Потом живность понесли ее единомышленники. Сейчас на приютском подворье пять свиней, около двух десятков коз, кролики, недавно один фермер подарил корову. Ухаживают за хозяйством постояльцы приюта. Получается и реабилитация через труд, и обеспечение себя питанием.

– Раньше мы ходили, просили по магазинам: дайте хоть супнаборы какие-нибудь просроченные, – улыбаясь, припоминает Александр. – Теперь в рационе наших подопечных появилось свежее молоко, яйца, мясо… Скоро корова отелится, будем сметану и творог делать. Со временем хотим построить ферму. На днях купили инкубатор, теперь цыплят на продажу выводим. Случается, на выставках продаем поделки наших рукодельниц, а на вырученные деньги покупаем им небольшие подарки. Конечно, всем хочется получать новые вещи, а не заношенные.

Услышав о подарках, Нина Филофьевна с радостью показывает красивый платок, Наталья хвалится кремом от морщин, а Сергей – новыми ботинками. Познакомившись поближе с постояльцами, понимаешь – благотворительный фонд «Выход есть!» на самом деле меняет жизнь, потому что его участники все время живут с готовностью помочь. Всегда, а не раз в год на Рождество. И получается у них все потому, что в помощь втягивается все больше и больше людей, а значит, легче становится перераспределять на всех эту ношу.

 

Как помочь?

г. Нижнеудинск, ул. Знаменская, д. 8,

тел. 89247070464.