Тройка, семерка, фарс

В Иркутском музтеатре поставили балет «Пиковая дама»

Спектакль в жанре пластического фарса поставила на сцене Иркутского музыкального театра балетмейстер из Перми Ирина Ткаченко. «Пиковая дама» Александра Пушкина в ее интерпретации на музыку питерского композитора Юлии Колченской превратилась в настоящий триллер. Премьера спектакля состоялась 14 апреля.

– Изначально спектакль задумывался как пластический фарс, но у нас получился триллер, – рассказала Ирина Ткаченко. – Фарс – это очень жесткий пересказ, либо комедийный, либо трагедийный, как у нас. Повесть «Пиковая дама» – одна из самых мистических и таинственных в творчестве поэта. В основу сюжета лег рассказ его приятеля – внука княгини Голицыной, которую в молодые годы называли в Париже «Московской Венерой». Якобы проигравшись в карты, она обратилась к авантюристу и алхимику графу Сен-Жермену – одному из самых загадочных персонажей Франции XVIII века, и он поведал ей тайну трех карт.

Атмосферные декорации и необычные костюмы для балета придумала художник Любовь Мелехина из Пермской области. В центре сцены высокий белый портал, как дверь в другой мир, из которого появляются герои. Кстати, некоторые персонажи в спектакле возникают прямо из-под земли – из оркестровой ямы. В начале балета оттуда выходят три карты – Тройка, Семерка, Туз в забавных костюмах. Они увлекают в свою игру Александра Пушкина, который вдруг превращается в героя своей повести Германа (Дмитрий Михеев, Сергей Полухин).

– Пушкин возникает в спектакле не случайно, ведь он сам был игроком и однажды выиграл большую сумму, которую ему не вернули, – пояснила Ирина Ткаченко. – Друзья посоветовали сходить к гадалке, а в то время в Петербурге была популярна одна немка, которая ворожила на кофейной гуще, и он пошел к ней. Она предсказала ему три события в жизни. Первое, что долг ему вернут. Второе, что он будет очень знаменит. И третье, что он проживет долгую жизнь, если избежит смерти в 37 лет от белой головы. Как известно, его убил блондин Дантес из-за дамы. После того, как два первых предсказания сбылись, Пушкин написал в ссылке «Пиковую даму», где фигурировали – тройка семерка и туз, что символизирует 37 лет, и в финале главный герой умирает из-за дамы.

Спектакль действительно получился необычным, даже для иркутского зрителя, привычного к современным балетам. Авангардная музыка, порывистая и местами гротескная хореография, мрачные, но эффектные костюмы – все это создает на сцене тревожную атмосферу. Один из самых грандиозных – образ Графини (заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко, Татьяна Садовая). Почти весь спектакль балерины проводят внутри куклы со страшной маской в полтора человеческих роста, которую катают на колесах. И только в финале Графиня исполняет красивый танец смерти для Германа, который в безумии кончает с собой.

– В спектакле сталкиваются два мира – мертвое царство склепа, которое символизирует дом старухи, где как в тюрьме живет Лиза, – отметила Ирина Ткаченко. – И мир Сен-Жермена, который является этаким чертом во плоти. Это такой сегодняшний, современный мир. Короче, наш дьявол носит Pradо, поэтому на сцене мы видим некий показ авангардной моды. Есть еще светлый мир Лизы, который очень мал и хрупок.

Кстати, сцены тайной переписки Лизы (Татьяна Горохова, Елена Ветрова) с Германом – одни из самых эффектных в спектакле из-за особой пластики и режиссерских находок.

– Лиза с самого первого дня появления в доме графини очень несчастна, жизнь для нее – сплошной кошмар, из которого она хочет вырваться любой ценой, – считает Татьяна Горохова. – И если сначала она существо нежное, чуткое и ранимое, то потом перевоплощается и становится такой же черствой, как и все общество вокруг, когда ее чувства к Герману растоптаны. Я – классическая балерина, поэтому для меня эта хореография была новой. Если обычно мы держим спину, то здесь нужно было ее округлить, выпустить поясницу, и это было тяжело и непривычно. Вначале я не чувствовала и не понимала, как это сделать, но постепенно у меня получилось.

Непросто было и исполнителю роли Германа, ведь его герой на протяжении спектакля все глубже погружается в безумие.

– Я сам не играю в карты на деньги, но для того, чтобы понять одержимого человека, это и не нужно, ведь каждый из нас в какой-то мере бывает страстно захвачен идеей или заветной мечтой, – рассказал Сергей Полухин. – Это сложная роль, ведь Герман, изначально здоровый психически человек, в конце постановки сходит с ума. И мне нужно раз за разом проходить все этапы его жизни.

Спектакль является своеобразным и очень эффектным предупреждением о том, что может произойти с человеком, если он выбирает темную сторону.