История про девочку ростом с дюйм

Спектакль о взрослении, воспитании характера и любви поставил в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова режиссер Виктор Токарев. Сказка «Дюймовочка» по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена отсутствовала в репертуаре ТЮЗа около восьми лет – изменился состав, устарели декорации, но не сама история. И вот оригинальную инсценировку театра воплотили в новых ярких декорациях.

– Мы вернулись к названию, потому что его постоянно спрашивают и детские сады, и родители, которые когда-то водили на него своих старших детей, – пояснил Виктор Токарев. – Ведь это старая добрая сказка, которая никогда не устареет, поскольку речь в ней идет о любви, верности, трансформации личности и многом другом.

Интересно, что Людмила Ревтович, которая сыграла в одном из составов Дюймовочку, уже вводилась в прошлый спектакль на эту роль, даже не будучи артисткой, а работая во вспомогательном составе труппы после школы. Потом она окончила Иркутское театральное училище и вернулась в театр. На сцене ТЮЗа она сыграла немало ролей, в том числе и главных.

– Актриса и сегодня в отличной форме, и это, несомненно, ее роль, – считает Виктор Токарев. – Во втором составе Дюймовочку играет молодая актриса Анастасия Чеснакова. В остальном актерский состав полностью обновлен, как декорации и костюмы.

Новую яркую сценографию, превратившую сцену в сказочный сад, и яркие стильные костюмы придумала художник Наталья Шунькова-Елесина. Музыку написал новый заведующий музыкальной частью ТЮЗа композитор Павел Смирнов. Танцы поставила хореограф Юлия Федорова. Вместе с режиссером они создали полную юмора и приключений историю, совсем не похожую на известный советский мультфильм и оригинальную сказку Ганса Христиана Андерсена.

– В нашем спектакле смещены акценты, можно смело заявить, что подобной сказки нет ни в одном другом театре, ведь это наша оригинальная инсценировка, – рассказал Виктор Токарев. – У нас Дюймовочку похищают потому, что она, заигравшись, совершает необдуманный поступок – открывает окно, через которое в дом попадает Жаба. И если бы не ее маленькая ложь о том, что она простудилась, ее мама бы не пошла к соседке за малиной, и похищения бы не произошло. Дюймовочка проходит очень серьезные испытания и становится более взрослой. К ее чести, она не роняет собственного достоинства, не становится злой, не падает духом в сложных обстоятельствах, а получает пусть жесткий, но ценный жизненный опыт. Кроме того, она делает много добрых дел: выхаживает Ласточку, защищает свою маму от дурных слов. Она готова работать, но чтобы не было унижения и эксплуатации. И, конечно, она не готова выйти замуж без любви.

Любовь вообще является главной движущей силой сюжета спектакля. Не только та, которая возникает в финале сказки между героиней и принцем цветочного королевства. Он, кстати, не возникает ниоткуда, как в сказке Андерсена. В спектакле ТЮЗа принцем становится Мотылек, которому в награду за его храброе сердце Колдунья дает новую жизнь.

– В финале мы слышим песню про любовь, потому что это самое главное чувство в мире, – считает Виктор Токарев. – Но любовь бывает разная, ведь все хотят жениться на Дюймовочке, но только Мотылек доказывает свое чувство. Здесь также мы видим материнскую любовь, которая может воспитать мальчика маменькиным сыночком, как у Жабы, и другая – верная и преданная, которая ведет маму Дюймовочки и помогает ей найти свою дочь. Именно это сильнейшее в мире чувство хочет понять и Колдунья, которая в финале, глядя на чудеса, которые творит материнская любовь, превращается в добрую волшебницу.

В спектакле ТЮЗа много волшебства, без которого невозможно представить хорошую сказку, запоминающихся песен, а также есть воспитательный смысл, который, возможно, поможет детям в игровой форме понять, к чему могут привести некоторые безобидные, на первый взгляд, шалости.