Страна Тофалария

Путешествие в страну Тофаларию, не выезжая из Иркутска, предлагают совершить в областном краеведческом музее. Ведь и сегодня добраться в этот загадочный «край возле самого неба», как его назвал писатель Валентин Распутин, можно только по воздуху. В отделе «Музейная студия» можно получить полное представление об этом месте, расположенном в центральной части Восточного Саяна в Нижнеудинском районе, и узнать все о самом малочисленном народе Иркутской области. В двух залах музея в витринах можно увидеть интересные экспонаты из фондов музея: одежду, предметы быта, снаряжение для охоты и оленеводства, и даже костюм и атрибуты шамана.

– Цель этой выставки – рассказать о тофаларах, или карагасах, численность которых на территории нашего региона составляет всего более 600 человек, – отметила заведующая отделом Юлия Стременецкая. – Они проживают на территории Тофаларии в бассейнах рек Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии и других. Основными занятиями тофов, как писал исследователь Бернгарда Петри, были охота и оленеводство.

Интересный предметный ряд выставки дополняют литографии из серии «Страна Тофалария» художника Ивана Овчинникова из Красноярска, которые он создал по результатам экспедиции в 1989 году. В них он отразил быт и уклад народа. Вот на одном из рисунков тофы охотятся, на другом – всадник ездит на оленях, рядом – пожилые люди запекают у костра рыбу на рожнах, а вот женщина заготавливает целебные травы. Лица героев Ивана Овчинникова задумчивы и сосредоточены. Те же эмоции можно увидеть на акварелях иркутского художника Сергея Григорьева. Сдержанный колорит, в котором созданы его портреты местных жителей и рисунки животных, лишь подчеркивает суровый уклад жизни тофаларов.

– Тофалары изначально вели кочевой или полукочевой образ жизни, – отметила Юлия Стременецкая. До конца 1920-х годов они еще передвигались по Саянской горной тайге и в процессе своего исторического развития создали уникальную материальную и духовную культуру. Основу традиционного хозяйства тофаларов составляла охота на белку, соболя, выдру, бобра, лисицу, лося, марала, косулю и других животных, поэтому «умение читать книгу тайги» передавалось ими из поколения в поколение.

Среди приспособлений для охоты на выставке обращает на себя внимание мургу – труба для приманивания изюбра, имитирующая рев самца в период гона. До прихода русских карагасы вели пассивную охоту только с помощью луков и самострелов. После у них появилось огнестрельное оружие. Главным объектом промысла были крупные копытные, пушные звери, а также медведь и боровая дичь. Косуль отстреливали вблизи стойбища, а за другими копытными уходили нередко за десятки километров на несколько дней. На выставке также можно увидеть иглу для нанизывания зверьков из клыка кабарги, курительную трубку, сумки для спичек и патронов, кошелек для посуды, мешок для муки и многое другое.

– Символом Тофаларии является олень, не случайно тофаларов иногда называют «олений народ», ведь судьба, образ жизни, культура и обычаи этого народа неразрывно связывались с этим животным, жизненный ритм которого определял их жизнь и быт, – отметила Юлия Стременецкая. – Неудивительно, что две шубы, представленные на выставке, шаманский костюм, обувь и многое другое сделано из оленей шкуры. Ведь это животное давало тофаларам еду и одежду, а также было средством передвижения. В экспозиции мы представили несколько оленьих седел, в том числе и вьючное для перевозки груза.

Некоторые интересные предметы на выставке также связаны именно со спецификой оленеводства. Среди них мунгуй – особое деревянное приспособление для привязывания олененка, которого необходимо приучать к узде чуть ли не с рождения, иначе животное не будет слушаться человека. Он представляет собой дугообразную деревянную пластину, в середине которой через отверстие вставлен деревянный стержень в виде болта. К его концу привязывается повод – своеобразный карабин, благодаря которому повод не перекручивается.

Кстати, тот факт, что животное играло ключевую роль в жизни тофаларов, подтверждает олений рог, представленный на выставке, который они использовали как приспособление для копки картофеля. Овощ начали выращивать в советское время, когда народ приучали к оседлости. Также в музее можно увидеть еще одно специфическое орудие труда – деревянную мельницу для обработки кедровой шишки. Этот продукт жители также начали повсеместно заготавливать в XX веке.

Есть на выставке и другие необычные предметы быта. В том числе оригинальная люлька-трансформер, куда можно было не только класть, но и сажать ребенка. Но, пожалуй, самыми необычными экспонатами можно назвать специальную повязку для избавления от головной боли и костарминские камни причудливой формы, которые тофалары использовали вместо денег и для украшения одежды. По легенде, камни, которые создает мастер Костырма, предохраняют от змеиного укуса. На выставке не только можно увидеть их, но даже приобрести их реплики.

Экспозицию дополняют редкие снимки фотофильма, созданного по материалам экспедиций 1960–1980-х годов. Они не только демонстрируют нетронутую цивилизацией красоту этого края, но и показывают, как выглядят хозяйственные постройки тофаларов, захоронения и святые места.

Выставка будет работать до 26 августа.