04.07.2018 09:00
Рубрики
Культура
Теги
#книга
04.07.2018 09:00

Один век в одной квартире

«История старой квартиры» Александры Литвиной – гостя фестиваля «Иркнига» – стала событием в отечественном книгоиздании. Проект вмиг обрел популярность не только у читателей нашей страны, его уже переводят на немецкий, французский, китайский. А у российских школьников появилась новая интересная игра – квест по мотивам книги.

Действие разворачивается в одной московской квартире, где проживает семья Муромцевых. Об исторических событиях нашей страны говорят не только герои книги, но и их вещи: мебель и одежда, посуда и игрушки, предметы быта, которые тоже несут в себе дух времени, хранят память и следы ушедшей эпохи. Они – свидетели той истории, о которой не пишут в учебниках.

– Как у вас родилась идея книги? Почему об истории страны решили рассказать через историю квартиры?

– История конкретного человека, конкретной вещи может рассказать куда больше, чем глобальные процессы, которые обычно описывают в своих трудах писатели и ученые. Наша книга, в первую очередь, для детей. Поэтому наряду с текстами мы много внимания уделили иллюстрациям, различным мелким деталям. Возможно, патефон, пенсне, старинные монеты, аэроплан и т.д. вызовут интерес у ребенка, и он захочет узнать подробнее о них, его рука потянется к энциклопедии, или он найдет информацию в интернете. То же самое касается и событий – Первая мировая война, Вторая мировая война, полет Гагарина. Этой книгой мы приглашаем бабушек и дедушек, мам и пап к разговору с детьми, чтобы они поделились своими воспоминаниями о детстве, рассказали, какой была их жизнь, когда они были маленькими. Например, свою маму просила рассказать о Ленине. Вождя она не видела, зато во время одной из демонстраций, когда шла по Красной площади, то на трибуне мавзолея видела товарища Сталина. И для нее тогда это было событием века.

– «История старой квартиры» начинается в 1902 году, заканчивается 2002 году. Почему именно эти даты?

– Про последнюю дату, 2002 год, мне понравилась версия – это год рождения наших читателей. Что касается старта… Эпоха никогда не начинается строго по календарю. В 1902-м было построено много доходных домов. Муромцевы въезжают в новый дом с квартирами. И, в отличие от 1905 года, в выбранной нами точке отсчета все было стабильно – в городе не было беспорядков, митингов, демонстраций. Кстати, мы делали книгу, не придерживаясь хронологического порядка. Например, у нас нет 1917 года, мы сразу попадаем в 1919 год. Во-первых, в 1917-м мы встали бы перед выбором событий – февраль или октябрь. Во-вторых, это был год хаоса, когда рушилось одно государство и рождалось новое. И опять же мы выбрали стабильность, чтобы отразить дух времени.

– Двадцатый век очень насыщен по событиям. Над чем вам было легко работать? А какое время оказалось самым трудным для вас?

– Первый разворот, который мы сделали, это 1961 год. Время радости, подъема, триумфа. Когда в космос вышел первый человек, наш Юрий Гагарин! Сложным, конечно, оказался 1941 год, про войну. Мы захотели дать голос тем, кто не вернулся. На страницах книги о себе говорят те, кто погиб на полях сражений. Трогательным получилось письмо Томы, которое она написала своему отцу на фронт. Очень много сохранилось детских писем в архивах, сегодня без слез их невозможно читать.

– Главные герои у вас не только люди, но и предметы. Откуда черпали информацию про бытовые вещи?

– Интересная история у нас получилась с тапочками, которые носили в 1937 году. Не все ходили в это время дома в тапочках – потому что это коммунальная квартира, и вообще граница между улицей и домом, которая сейчас у нас довольно четкая, раньше была совсем другая. Часто на фотографиях того времени, сделанных в интерьере, люди в туфлях, уличных ботинках или галошах, но были и тапочки. Когда я спрашивала у людей старшего поколения: «До войны вы ходили дома в тапочках?» Мне все отвечали: «Ну да, ходили». Я уточняла: «А какие это были тапочки?» И все разводили руками: «Кто же их помнит?!»

Тапочки нашли в журнале «Крокодил», здесь все было нарисовано довольно достоверно. А потом мне как-то на глаза попался плакат конца 1920-х годов о том, что многие комсомольцы неправильно понимают роль женщины. Они считают, что женщина должна стирать, готовить, а на самом деле ее место у станка, на производстве, и одна из изображенных на этом плакате женщин, занятых домашней работой, как раз в тапочках.

– В какое путешествие по реке времени вы отправитесь в следующий раз?

– Есть планы написать книгу про Транссибирскую магистраль, как живут дети на ее станциях. Дети довольно охотно делятся с нами историями из своей жизни. Надеюсь, новая книга найдет живой отклик у наших читателей.