Почему журналисты уходят в интернет?

На два дня фестиваль «Байкальская пресса» стал ключевой образовательной площадкой для представителей медиасферы: главных редакторов и журналистов региональных и районных СМИ, PRщиков и студентов факультетов журналистики иркутских вузов. В этом году в качестве экспертов организаторы пригласили в том числе молодых журналистов, которые успешно себя реализовали в интернет-проектах. О своем опыте они рассказали на мастер-классах.

 Мел.fm – не СМИ

Надежда Папудогло – главный редактор тематического издания Мel.fm, давно полюбившегося тысячам родителей, учителей и школьников по всей стране.

– «Мел» – не портал. Мы и не СМИ по большому счету, мы – интернет-издание об образовании и воспитании детей. Быть не СМИ в России иногда удобно, – подчеркнула спикер.

Относительная независимость позволяет изданию писать о различных темах, не оглядываясь на мнение чиновников. В издании есть материалы не только про школу, но и про воспитание детей с трех лет.

– Мы рассказываем о том, как выбирать образовательные технологии, оценивать школы и детсады, а также о том, как жить с детьми здесь и сейчас.

«Мел» приспосабливается к читателю, подавая материал в формате, адекватном для восприятия той или иной аудиторией. Школьники хотят видеть много визуального материала, хайп-контент. У родителей другие запросы.

– Им нужно, чтобы был рассказ, к примеру, о том, что ребенок все время орет, уходит из дома, хлопает дверью. Им необходимо сопереживание в их боли.

Учителя предпочитают видеть в материалах готовые решения. К примеру, пять способов, как заинтересовать ребенка на уроке обществознания.

Ну и, конечно, тематическим медиа важно понимать, что каждый год будет 1 сентября, день учителя и ЕГЭ, и каждый год нужно экспериментировать в форме подачи материалов.

– У нас в московской редакции трудится 10 человек. Есть второй круг – люди, которые постоянно пишут для издания. Это либо хорошие журналисты, либо эксперты, порядка 30–40 человек. Третий круг – огромная база фрилансеров со всей России. Из Иркутска тоже есть. На «Меле» написано про образование человеческим языком, и это для нас действительно важно. Спрашиваем, что человеку интересно, в чем он эксперт, делаем пробные тексты, если все хорошо, переводим человека во второй круг. Пока я сидела и пила кофе в ожидании мастер-класса, договорилась, что мне пришлют текст про одну иркутскую школу. У меня есть открытый профиль на Фейсбуке, где все могут написать мне. Времена, когда главный редактор сидел в кабинете с телефоном, надеюсь, давно прошли. Мы вообще сейчас активно идем в оффлайн. Это возможность привлекать новую аудиторию, рекламодателей. В прошлом году мы провели 80 лекций, на которых присутствовали 160 экспертов. В нынешнем году еще больше мероприятий проведем. Это стало продаваться.

 А поговорить?

Ирина Шихман – телевизионная ведущая и журналист, которая в настоящее время покоряет просторы интернета, делая на YouTube авторский проект «А поговорить?» В его рамках Ирина проводит интервью с известными людьми: политиками, артистами и музыкантами, спортсменами, журналистами. Темы для разговора всегда злободневные. В рамках «Байкальской прессы» Ирина размышляла о том, когда умрет телевидение, почему звезды уходят в YouTube.

– Моя программа на YouTube – авторская. Но доходы от нее идут на телеканал Москва-24, так как работаю официально я там, получаю зарплату. Для меня это удобно, весь процесс организован, можно думать только о творчестве, не отвлекаясь на организационные моменты.

Выбирая героя, необходимо помнить об аудитории канала, а это молодежь от 13 до 18 лет.

– Не всегда мне интересны герои, которые интересны этой целевой аудитории, приходится находить компромисс. Не всегда герои, которых мы хотим видеть, соглашаются на интервью. Многих приходится долгие месяцы уговаривать, чтобы они нашли место в своем плотном графике. А кто-то откровенно говорит о размере гонорара. Несколько раз приходилось платить, признаюсь. А однажды позвонила Ольге Бузовой, на том конце провода ответили, что согласились бы прийти на интервью только за 1 млн рублей.

И эта практика в отечественном шоу-бизнесе, по словам Ирины Шихман, распространена широко. Ведущая также рассказала о том, как сделать проект в интернете запоминающимся, о приемах его продвижения и возможностях заработка.

Гвозди программы

Второй год подряд организаторы фестиваля стараются сделать образовательную программу «Байкальской прессы» максимально полезной, наполнив ее информацией, которую журналисты смогут использовать в повседневной работе. Телевизионный журналист и ведущий, продюсер, член Академии российского телевидения, четырехкратный лауреат премии ТЭФИ Кирилл Набутов поделился собственным опытом общения со зрителями, проанализировал работы наших районных и региональных телевизионщиков. В итоге его общение с региональными коллегами вышло за рамки отведенных полутора часов и продолжилось в неформальной обстановке. Еще час после своего выступления Набутов отвечал на вопросы региональных коллег.

Столь же востребованными у участников фестиваля стали выступления других звезд российской журналистики. Легко завоевала симпатию аудитории и удерживала ее внимание телевизионная ведущая, журналист, член Академии российского телевидения, лауреат премии ТЭФИ Ника Стрижак. Она рассказывала о работе в кадре.

О трендах в медиа, которые бесспорно скоро будут определять работу и иркутских СМИ, журналистам Прибайкалья рассказывала заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня», медиаменеджер, продюсер, преподаватель МГУ Наталья Лосева.

Одним из самых ожидаемых и получивших живой отклик у участников фестиваля стал двухдневный мастер-класс фотожурналиста, призера конкурсов «Пресс Фото России» и World Press Photo Сергея Максимишина. На примере собственных работ мастер рассказывал об основах профессии, о профессиональных секретах. Некоторые из участников мастер-класса разобрали выступление Максимишина на цитаты.