Новый сезон в драмтеатре им. Н.П. Охлопкова открыл спектакль без слов

Новый сезон в Иркутском академическом драмтеатре им. Н.П. Охлопкова открыл спектакль без слов. «Холстомер» по повести Льва Толстого в постановке московского режиссера-хореографа Сергея Землянского – это не балет и не пантомима, а совершенно новый жанр пластической драмы.

Автор спектакля освобождает произведение от слов, которые, по его мнению, могут лгать, и наполняет его новыми выразительными средствами – движениями, взглядами, прикосновениями, усиливая тем самым его главные смыслы. Причем сценическая версия жизни старого мерина в интерпретации Сергея Землянского получилась настолько яркой и эмоциональной, что будет понятна тем, кто не читал повесть Льва Толстого, даже без либретто.

– В жизни столько слов, что иногда от них устаешь, кроме того, с помощью слова можно очень легко обмануть, а тело никогда не врет, – пояснил Сергей Землянский. – Поэтому вот уже шесть лет я рассказываю, пусть и выдуманные, но правдивые истории, с помощью языка движения. На самом деле, мы считываем эти коды подсознательно. Это психофизика, которая больше срабатывает на подсознании и животных инстинктах, о которых мы забыли.

Режиссер Сергей Землянский любит работать с серьезной литературой, ведь в его репертуаре: «Материнское поле» Чингиза Айтматова, «Дама с камелиями» Александра Дюма, «Демон» Михаила Лермонтова, «Ревизор» Николая Гоголя, «Цыганы» Александра Пушкина и другие произведения, которые он ставит в разных городах и странах.

– Это не первое мое обращение к Льву Толстому, два года назад в академии у Никиты Сергеевича Михалкова я делал роман «Воскресение» без слов, спектакль до сих пор идет в репертуаре Государственного театра киноактера, – рассказал Сергей Землянский. – Но поставить именно это произведение предложил директор театра Анатолий Стрельцов. Перечитав вновь «Холстомера», я подумал, что в нем есть интересные образы, какие-то новые смыслы могут проявиться.

Спектакль «Холстомер» – это в хорошем смысле эстетическое и духовное потрясение. Настолько необычным и сильным по своему воздействию на зрителя он получился. Ведь каждый жест в нем рожден эмоцией, чувством или каким-то иным движением души. В постановке нет просто танцев или хождений по сцене. Все в нем – сценография, костюмы, музыка и даже мимика актеров – работает на общую идею. Кстати, над спектаклем трудилась целая команда, с которой Сергей Землянский делает практически все свои постановки. Впечатляющие костюмы и минималистичную сценографию придумал главный художник театра им. Вахтангова заслуженный художник РФ Максим Обрезков. Авторский трек, который усиливает действие на сцене, создал композитор Павел Акимкин. Свет поставил Александр Сиваев. Инсценировку и либретто для зрителя написала драматург Раса Бугавичуте-Пеце.

Иркутские артисты каждой клеточкой тела прочувствовали режиссерский метод, ведь репетициям предшествовали изнурительные тренировки. Кстати, интересно, что Сергей Землянский в своих постановках принципиально не работает с профессиональными танцовщиками:

– Я начал работать в драматическом театре, потому что там есть какое-то нутро, жизнь, азарт. Не только тело и форма, а история, которая стоит за этим. И мне не важно, насколько у артистов может подниматься нога, или будет вытянут носочек, или как они чисто делают какие-нибудь пируэты. Потому что это какая-то оболочка, фантик, она может быть красивой и даже великолепной, но что внутри? Вот это важно, тогда есть какая-то энергия, сила, убедительность. Ведь поворот головы – уже хореография.

За несколько месяцев актеры не только похудели, но и приобрели колоссальный опыт, который удается получить не каждому драматическому артисту.

– Эта работа нас сильно объединила, и мы существовали все три месяца такой маленькой коммуной, с 10 утра до 10 вечера, – рассказал исполнитель роли Холстомера актер Дмитрий Акимов. – На мой взгляд, это спектакль про выбор, про путь человеческий, про какую-то духовную вертикаль.

Кстати, главную роль Холстомера в спектакле исполняют сразу несколько артистов разных возрастов: Артем Мартос, Иван Алексеев, Дмитрий Акимов и Андрей Винокуров. Всего в спектакле занято 25 актеров. Однако независимо от того, главную или второстепенную они играют роль, каждый играет характер и даже судьбу.

– История больше притчевая, ведь у Толстого в повести перед нами проходит целая судьба, и в какой-то момент ты не знаешь даже, кто больше личность – человек или этот старый мерин, который прожил такую жизнь? Каждый сам ответит на этот вопрос, – считает Сергей Землянский.

В постановке про жизнь лошади, на самом деле, очень многое и про людей. Причем это взгляд со стороны – не осуждающий, но и не бесстрастный, а любящий и принимающий жизнь такой, какая она есть.