12.12.2018 13:44
Рубрики
Общество
Текст
Анна Соколова, Соколова А
Текст:
Анна Соколова, Соколова А
12.12.2018 13:44

Место ли гаджету в школе?

Современные гаджеты настолько полюбились школьникам, что расставаться с ними они не хотят ни дома, ни на уроках. Во Франции решили проблему кардинально, запретив использовать телефоны и планшеты во время учебы. Нужна ли подобная мера в России?

Педагог-психолог Иркутского информационно-методического центра развития образования Наталья Труфанова предостерегает от категорических запретов:

– Современные дети практически с пеленок пользуются гаджетами. Если в школе ему вдруг начать запрещать их, возникнет беспомощность, инфантилизм. То, что нужно делать с самого начала, – установить ребенку временные рамки доступа к гаджету и интернету. Есть информационное поле, мы все в нем живем, запреты здесь не помогут.

По словам специалиста, родители должны обговорить с детьми, как использовать гаджеты на уроках и переменах:

– Есть дети, которые очень зависят от родителей в силу своих психических особенностей, для них лишение телефона, а значит, возможности позвонить маме или папе очень болезненно. Но ребенку можно объяснить, что позвонить можно на перемене, и он это поймет. В остальное время телефон лежит в портфеле в беззвучном режиме.

Категорический запрет использования гаджетов в образовательных учреждениях не поддерживает и замминистра образования Иркутской области Максим Парфенов:

– Дети быстро осваивают всевозможные телефоны и планшеты. В педагогической среде их называют «аборигенами», а учителей – «мигрантами». Дети сегодня живут в телефонах, это наша действительность. Ребенок с этим вырос, и его переделать невозможно, какие бы мы запреты ни устанавливали. Нам, взрослым, приходится только поспевать за ними.

По словам Максима Парфенова, запретить использовать гаджеты в стенах образовательных учреждений нет возможности, поскольку это обязательный элемент коммуникации и связи с родителями.

Кроме того, гаджет сегодня не просто инструмент связи с окружающим миром, он может активно использоваться в учебных целях, на уроках. Такая практика есть в Иркутске, Усть-Илимске, Черемхово.

– Мы планшеты активно используем в процессе обучения, на уроках информатики при изучении облачных технологий нельзя обойтись без гаджетов. Юридически запретить их использование мы не можем, но все же контролируем, чтобы на уроках они использовались только в учебных целях, – подтверждает директор боханской школы № 1 Екатерина Павлова.

Звонить на уроке недопустимо, телефон должен находиться на беззвучном режиме, чтобы не отвлекать других ребят и учителя.

– Здесь и родители должны понимать, что в учебное время нужно избегать звонков, если на то нет веских причин, – продолжает Максим Парфенов.

Кстати, федеральный закон «Об образовании» не регламентирует использование телефонов, хотя практика некой регламентации локальными актами образовательных организаций и в стране, и в Иркутской области есть.

Так, многие школы области в свои уставы, правила внутреннего распорядка вносят нормы, касающиеся использования гаджетов, которые, кстати, в обязательном порядке согласовываются с родителями.

Заместитель начальника департамента образования администрации Иркутска Альбина Новикова уточнила: если дети не пользуются телефонами на уроках, то и педагоги обязаны отложить их в сторону. Все должны быть в равных условиях. Часто когда эти права школьников нарушаются, они сообщают об этом детскому омбудсмену Иркутской области Светлане Семеновой.

– Рассказывали, как молодой педагог на уроке просматривал свои страницы в соцсетях, а детям запрещал гаджеты. Это снова вопрос о культуре использования мобильных средств связи, – комментирует она.

Детский омбудсмен обратила внимание еще на один аспект пользования телефонами, который касается фото- и видеосъемки в стенах учебного заведения. Записи могут дискредитировать либо кого-то из детей, либо непосредственно педагога. При конфликтной ситуации, вместо того чтобы предотвратить какие-то вещи, все с удовольствием снимают эпизод драки, конфликта, когда учитель выходит из себя, ругается, кричит. Потом все это выкладывается в интернет.

Нарушение этических норм несет и такая функция гаджета, как аудиозапись урока, которую имеют так называемые умные часы. Их преимущественно носят ученики начальной школы. Родитель, когда ему вздумается, включает запись для контроля, учитель при этом не ставится в известность. А эти вещи обязательно нужно согласовывать.

– Не вижу необходимости регулирования этих аспектов на федеральном уровне, – подчеркнула Светлана Семенова. – Можно просто договориться всем участникам образовательного процесса, что никто не будет пользоваться телефонами во время уроков. Когда у нас ребенок пошел в первый класс, на родительском собрании приняли решение не давать телефоны в школу. Все звонки в начальной школе, если что-то случается, можно делать через учителя.

В школе микрорайона Китой в Ангарске использование детьми телефонов пытаются ограничить путем убеждения.

– Понятно, что телефон – средство связи, ребенок должен иметь возможность позвонить родителям, это важно в том числе и с точки зрения его безопасности. Но дети часто и во время перемены постоянно в телефоне, с наушниками, а вот это уже нехорошо, – говорит директор школы Татьяна Демидова. – Одно время мы думали установить ящички, куда бы дети складывали телефоны, придя в школу, но встал вопрос, кто будет нести ответственность за их сохранность, к тому же это собственность ребенка, и какое право мы имеем что-то у него забирать. В своих локальных актах мы можем прописать ограничение, запрет, но их всегда можно опротестовать, поскольку на федеральном уровне это не прописано.