Новаторские идеи в старинной деревне
Небольшая, затерявшаяся в бескрайних лесных просторах Чунского района деревня Кулиш – «глухомань», «глубинка». Таких деревушек в России тысячи – когда-то звенящих детскими голосами, а ныне сиротливо и покорно доживающих свой век. И Кулиш, наверное, мог бы так же покорно и тихо сгинуть, раствориться еще два десятка лет тому назад, если бы не школа. Ведь благодаря ей, здесь не только есть работа, но и внедряются интересные проекты, прославившие деревню далеко за пределами Иркутской области.
Деревня у озера
Кулиш, уютно расположившийся в распадке между таежными речками, напоминает нарисованную акварелью деревенскую пастораль: срубленные на века из кедрача и лиственницы крепкие избы, старушки, сидящие на завалинках, наперечет знающие всю подноготную земляков, непуганые коровы и лошади, задумчиво провожающие взглядом каждого встречного, березы и елки в кружеве инея, пахучий печной дымок, заледенелая река, дрожащий от неярких морозных лучей пьяняще чистый воздух…
Своим названием деревня обязана расположившемуся неподалеку озеру, ведь по-татарски водоем переводится как «куль». По другой версии название населенного пункта пошло от охотничьих угодий таежника Кулешова. Основали ее переселенцы из Уфимской и Казанских губерний, прибывшие в Сибирь по Столыпинской реформе. О том, что правительство Российской империи планировало заселение местности возле рек Яугаза и Тарейка, говорит карта, составленная в 1909 году топографом Матюшенко, копия которой сегодня хранится в Кулишском музее. Сначала группы татар прибывали в переселенческие пункты Канска, Тайшета, Братска, Нижнеудинска и Алзамая. Позже перебирались на таежные участки. Переселенцы копали землю, рыли землянки, корчевали лес. Поскольку таежный участок располагался вдали от железной дороги и других деревень Чунского края, новоселам приходилось по таежным тропам ходить на заработки в русские села. Там и учились у сибиряков жизни в лесу: охотиться, рыбачить, строить дома, печь хлеб… Раньше татары не знали гнуса, мошкары, не видели медведей, росомахи, рыси. Не все выдержали такие испытания, возвращались обратно. Из тех, кто остался, постепенно образовалась деревня.
Чтобы прокормиться, люди брались за любую работу. Многие переселенцы слыли настоящими умельцами: Галиуллины, например, мастерски рыли колодцы, Галеев гнал деготь, Габдурахман Ганеев бондарничал. В первое время в деревне не было ни пашен, ни огородов. Постепенно распахивали поля, одновременно строили дорогу в Баер. Дорога шла через заболоченный участок, где протекало много небольших ручейков. Минигаян Ганеева вспоминала, что на дорогу возили песок, глину и колотушками вбивали их в болото. Через ручейки строили мосты, которые называли именами строителей. Так появились мост Галянура, Шаймардана, Галима и сопка Малика. Один из мостов назывался «чалдонским», потому что его построил русский охотник.
Татары и башкиры старались жить по своим традициям и обычаям, сохраняя национальную культуру, религию, язык: женились по обряду, хоронили на своих родовых погостах – «сиратах», при рождении детей тоже соблюдали национальный ритуал. Особо следили за поведением, внешним видом, не нарушали этикет. Женщины, например, обязательно вплетали в косы монисты, голову покрывали платком, не открывали голые руки, ноги и шею, выходя из дома. В 1913 году в центре деревни построили мечеть – обычный одноэтажный дом с двумя крохотными комнатками для служащих и молельней. Мулла Инсаф Муфтяхов, умевший читать и писать по-арабски, учил детей азам ислама, исполнял обряды.
Советские реалии
Заселение деревни продолжалось и при советской власти, но проходило уже не организованными группами, а отдельными семьями. Люди ехали в Сибирь, спасаясь от голода в Поволжье. В 30-е годы, по рассказам старожилов, в Кулеше поселились три сосланных православных священника. Люди их боялись, с ними не разговаривали, не пускали в дома. Жили они в маленьком домике, во дворе Гильметдина Габдрахимова. Вскоре двое священников уехали, а третий, самый молодой, остался. Провожая своих старших товарищей, он горько плакал. До сих пор в Кулише среди татар существует поговорка: «Что ты ходишь туда-сюда как плаксивый поп?»
В 1931 году образовался колхоз «Урняк», что в переводе с татарского обозначает «бери пример». Появились изба-читальня, начальная школя, а мечеть, как пережиток старого, закрыли. От религиозных гонений пострадал в первую очередь священнослужитель: мулла Инсаф Муфтяхов был арестован, но бежал из-под стражи, скитался в лесу. Поймать его, как ни старались, так и не могли – кулишцы заранее предупреждали его о засадах, подкармливали, помогали одеждой и лекарствами. Через какое-то время Инсаф уехал в Башкирию, сменил фамилию, а жители деревни до сих пор находят в тайге его стихи, письма и выдержки из Корана, вырезанные на стволах деревьев.
Одним из первых избачей в Кулише был Файзулин Гафурбай. Он не только возглавлял культмассовую работу, но и всячески старался сохранять родной татарский язык. Вместе с молодежью они давали концерты, ставили спектакли на татарском языке. Файзулин Гафурбай выписывал книги, пьесы из Татарстана, газету «Социалистик – Татарстан» и журнал «Азат-Хатын». Вскоре в глухую деревню по направлению районного образования приехала молодая учительница Хаерниса Сафина – будущая писательница, автор романа «Гульшира». В 1950 году она переехала в Иркутск, где долгое время преподавала историю в школе.
Великая Отечественная война нарушила размеренную деревенскую жизнь. Большинство мужчин забрали на фронт уже в первый военный год, 41 человек погиб на фронте. Старики, женщины, подростки пахали землю, сеяли хлеб, отдавая для победы последние крохи. Колхоз «Урняк» выжил в военное лихолетье благодаря их самоотверженному труду. Старики до сих пор с уважением вспоминают Файзулину Маймуну, которая умудрялась вязать за день по 1200 снопов! Ни одна колхозница не могла за ней угнаться! В послевоенное время колхозы «Новый путь» деревни Тареи и Кулишский «Урняк» объединили в один – имени «XXI партсъезда», назначив председателем фронтовика-орденоносца Гарея Мухаметова. А современные комбайны, веялки и сеялки появились у кулишских крестьян, когда колхоз переименовали в совхоз «Чунский» в 1968 году. Дела во втором отделении, как стал называться Кулиш, шли хорошо. Урожай люди растили достойный, надои на фермах получали высокие. Стадо насчитывало 800 дойных коров и 500–600 телят. Да и сама деревня расцвела, похорошела. Построены были современные коровники и телятники с механизированной дойкой, автопоением, уборкой навоза, работала кормокухня для приготовления корма. В Кулише был построен дом животновода, столовая, ветеринарный и медицинский пункты, комната отдыха доярок и скотников, молоканка, где молоко перерабатывали в сметану, открылась восьмилетняя школа, велось активное строительство домов. Из новостроек выросла целая улица Молодежная, появился клуб на 200 мест, по наказам жителей в 1984 году был открыт автобусный маршрут до райцентра – поселок Чунский.
Наступившая перестройка и развал огромной страны свели на нет все достижения сельских тружеников. Совхоз сначала преобразовался в агрофирму «Надежда», потом в колхоз «Дуслык» («дружба» в переводе с татарского), а к началу второго тысячелетия не стало и его. История деревни на этом могла бы закончиться, но ее спасла школа, где по инициативе директора Татьяны Немирич стали придумывать и внедрять необычные агропроекты.
Культурный оазис
Сегодня одной из достопримечательностей деревни Кулиш считается дом национальной культуры, как называют официально культурно-досуговый центр. 15 лет им руководит потомственный завклубом Надия Стрелкова. Это ее дед был в Кулише первым избачом на заре советской власти, а отец и брат работали завклубами во времена развитого социализма. Стараниями Надии Галиаскаровны появился в деревне краеведческий музей, работают фольклорная группа «Камеш ву» (серебряный родник) и детская вокальная группа «Елдыглар» (звездочки). Под ее умелым руководством помимо танцев и вечеров отдыха возродились татарские национальные праздники «Сабантуй», «Каз Омэсе», проводятся русские «Масленица» и «Играй, гармонь». Для старшего поколения она организует мусульманские религиозные праздники «Курбан-байрам», «Ураза-байрам», «Мавлид-байрам». Для молодежи – клуб «Чагак».
В числе экспонатов музея немало старинных вещей, представляющих историческую значимость: старинный медный самовар, патефон, вышивки, льняное полотенце, сотканное в 1880 году, бронзовый бочковой кран 1875 года, намазлык (коврик для молитвы) начала прошлого века, суры из Корана покойного муллы Габдулхак Ганеева, благодарственное письмо товарища Сталина с фронта для матери Ахтамьяна Минибаева, гармонь «хромка», изготовленная в Туле в 1870 году, наковальня, привезенная из Казани первыми переселенцами…
– В прошлом году, – хвалится, показывая музей, Надия Стрелкова, – на деньги, выделенные по проекту «Народные инициативы», мы получили красочные национальные татарские костюмы, а нынче выиграли грант Губернского собрания «За сохранение народных традиций и обычаев татарского народа».
Порадовала работников культуры и администрация Веселовского МО, куда входит в числе шести населенных пунктов и деревня Кулиш. На выделенные деньги в клубе вставили пластиковые окна и поменяли систему отопления. В следующем году обещают начать ремонт актового зала.
Школа, обучающая трудом
Небольшое деревянное здание сельской школы привлекает внимание не только аккуратно выкрашенным фасадом и звонким детским многоголосьем, но и многочисленными хозяйственными постройками. На заднем дворе – стайки, загоны, теплицы, под навесом – машины, трактор, косилки… Стены просторного холла украшены яркими стендами, рассказывающими о трудовых буднях школьников. Вот из инкубатора девочки-пятиклассницы достают только что вылупившихся цыплят, рядом, возле клеток с кроликами, позируют мальчишки, а это на сенокосе гребут сено все вместе: и школьники, и учителя, и родители… Более 20 лет возле сельской школы сосредоточена вся жизнь Кулиша.
– Я работаю в школе почти 30 лет, – рассказывает директор Татьяна Немирич. – 25 из них – директором. Когда стали заниматься сельским хозяйством, мы были далеки от того, чтобы растить из детей бизнесменов или фермеров, как это происходит сейчас. Главная цель была – накормить ребятишек. Колхоз ликвидировали, работы нет. Дети, вместо того, чтобы идти в столовую, по стеночкам жались – у родителей не было денег. Я – молодой директор. Как мне идти обедать, когда ребятишки голодные? В администрации сказали: ищите спонсоров. Пыталась ходить, просить, от унижения просто голова кругом шла, а потом решила – будем зарабатывать сами.
На пришкольном участке посадили картофель, на огороде – овощи. Животноводство начали с кроликов, затем стали разводить овец. Потом Татьяна Николаевна отправилась к мэру района и попросила… корову. Он долго разговаривал с ней, пугал трудностями. «Работать всегда трудно! – ответила она, не согласившись на убеждения. А еще, чтобы больше не ходить с протянутой рукой, принялась писать проекты и участвовать в разных конкурсах.
Инкубатор юные кулишские аграрии получили, выиграв грант еще в 2004 году. Защитили проект «Юный птицевод», оборудование выписали из Пятигорска. С тех пор сами выводят цыплят. Вскоре область подарила сельской школе трактор. С приобретением косилки помог район. Остальное понемногу покупали уже на заработанные деньги. Для теоретических знаний ввели в процесс обучения спецпредметы: с пятого класса дети начали изучать огородничество, с шестого – птицеводство. Семиклассники стали разбираться в основах животноводства, а машиноведение и сельхозтехника превратились в любимые предметы мальчишек самого старшего, девятого класса.
Генератор идей
– Сказать, что начинать было трудно, – ничего не сказать, – делится воспоминаниями Татьяна Николаевна. – Сено косить для коровы в лес выезжали. Мужчин мало, женщины не умеют. Потом, когда получили технику, стало, конечно, полегче, но денег по-прежнему ни на что не хватало. В 2010 году решила принять участие в международном конкурсе им. Макаренко, который проходил в Москве. 19 школ участвовало: из Москвы, Италии, Краснодара… И мы, одна сельская маленькая школка, среди больших школ-миллионеров. Если бы можно было убежать, я бы убежала. Я выступала шестнадцатая. Все уже устали, думала, никто и слушать-то не будет! Рассказала, с какими проблемами сталкиваемся, как работаем… и зал просто разразился рукоплесканиями! Говорили: все по бумажкам доклады читали, мы едва не уснули, а вы так замечательно, живо выступили, очень интересно! В итоге мы заняли третье место, получив 50 тыс. рублей.
В Москве же Татьяне Николаевне посоветовали создать некоммерческую организацию – попечительский совет, чтобы без опаски заниматься трудовой деятельностью и платить ученикам зарплату.
Дальше победы посыпались, словно из открытого ящика Пандоры. 2015 год – Кулишская школа принимает участие в первом грантовом конкурсе «Дело молодых», объявленном благотворительным фондом им. Юрия Тена, и выигрывает 200 тыс. рублей на реализацию проекта «Производство биогумуса». На эти деньги купили лабораторное оборудование для вермифермы и специальных земляных червей подвида «старатели». Начали производство экоудобрения с ящичного метода, теперь при школе построены специальные гряды – червячники. А еще появился круглогодичный факультатив «Дождевые черви и плодородие земли».
Производство невидимых тружеников – процесс непрерывный, но в зимнее время черви содержатся в помещении с температурой не ниже десяти градусов тепла. Для «жизни» им нужны отходы – очистки, остатки фруктов и овощей, даже картон. С наступлением тепла часть их переселяется в компостные кучи, куда добавляются выполотые сорняки, отходы столовой. Попадая с компостом под растения, черви оздоравливают почву на протяжении всего лета, что позволяет выращивать большой урожай без применения химических удобрений.
В 2016 году школа победила в конкурсе «Молодые профессионалы – селу Приангарья» и через губернское собрание получила деньги на покупку брудеров – специальных клеток для цыплят. Следующий проект – «Школьная мини-пекарня «Биопай» – появился в прошлом году. Выиграв 320 тыс. рублей, для школы приобрели оборудование, начиная от просеивания муки, тестомеса до современного расстоечного шкафа, позволяющего одновременно выпекать 70 булок хлеба. Теперь ребятишки пекут хлеб не только для школьной столовой, но и для жителей деревни. В кулинарных кружках учатся печь торты и пирожные. Татьяна Николаевна смеется: увлеклись кондитерским делом почему-то в большей степени мальчики. А весной этого года Кулишская школа выиграла президентский конкурс «Агростарт – молодые профессионалы для российского села», позволивший приобрести оборудование для капельного полива в теплицы и лаборатории для исследования почвы и выращенных овощей на нитраты.
– Картофель мы сажаем на площади не менее 1 гектара, – рассказывает директор. – Собираем порядка 6–8 тонн капусты, выращиваем кабачки, морковь, тыкву, есть у нас свои теплицы с подогревом, начиная с марта, снимаем урожай огурцов. В прошлом году сдали овощей на 60 тысяч рублей. Оставляем для столовой, питание в которой для учеников теперь бесплатное, на посадку, на корм скоту, а остальное продаем. Обеспечиваем своими овощами половину детских садов района и центральную районную больницу. В этом году я привезла виноград, попробуем выращивать теперь и его. Еще хотим заняться пчеловодством, собирать иван-чай и дикоросы, думаем освоить переработку мяса и производство сыра. Мы в школе делаем брынзу. Но я не хочу школу превратить в сельхозпроизводство, цель – научить детей работать. Трех коров держим. Сметана, масло, детям йогурты делаем. Хотим сами делать другие сыры, можно у населения скупать продукцию, и делать пельмени. Это удобно – свои пельмени в столовой.
Идей у Татьяны Немирич не счесть. С 2014 года Кулишская школа является региональной площадкой по непрерывному агробизнес-образованию. Сегодня директор мечтает открыть на ее базе региональный ресурсный центр, чтобы приезжали к ним учителя из других территорий и перенимали опыт. Учились на их ошибках и брали на вооружение победы.
– Школа должна обучать делом! – уверена Татьяна Николаевна. – Необязательно всем становиться предпринимателями или фермерами, но уметь работать на земле, чтобы прокормить себя, деревенские дети должны!
Татьяна Немирич сама деревенская. Жила в небольшом селе. Не понаслышке знает, каково это – обучаться в сельской школе:
– Я сама прошла через все. И учителей не было, 6 км до школы пешком ходила. Придешь – одного учителя нет, другой спит в мастерской, училась больше сама дома по учебникам. Закончила пединститут в 1987-м, попросилась по распределению в Кулиш, а меня направили в райцентр. Говорили: «Путь в Кулише работают со средним образованием, им хватит!» Это меня задело. Почему такое отношение к деревне? В «моей» школе все будет совершенно по-другому. Сегодня все наши 12 преподавателей – единомышленники. Коллектив у нас замечательный. Боюсь того времени, когда им нужно будет уходить на пенсию, в деревню-то сегодня вообще никто не хочет ехать! На кого все оставить?
И еще есть у Татьяны Николаевны давнишняя, пока не реализованная мечта: организовать в Кулише социальную деревню для сирот. Хозяйство при школе большое, расширяться площади позволяют. Помогла бы только власть воплотить задумку в жизнь. И деревня бы в этом случае сохранилась, и детям было бы хорошо. Ведь это и есть главная цель педагогов.