Итоги года подводит Законодательное собрание Иркутской области

Председатели комитетов и комиссий Законодательного собрания Иркутской области подводят итоги 2018 года.

Роман ГАБОВ, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области:

 – Первые месяцы работы в областном парламенте оказались насыщенными. Одна из важных поездок депутатского корпуса состоялась в Братск. Нам важно было понять, как город и район представлены в национальном проекте «Экология», реализация которого начнется с 2019 года. Посетили промышленные предприятия, посмотрели, что именно было сделано для сокращения негативного влияния на окружающую среду. На наш взгляд, принятых мер недостаточно. Тему по экологической ситуации в Братске будем держать на депутатском контроле.

Ведется работа над законопроектом о предоставлении гражданам лесоматериалов для собственных нужд. За время действия областного закона должно было появиться много деревень с построенными деревянными домами. Но этого нет. Зачастую под предлогом «для собственных нужд» ведется незаконная заготовка черными лесорубами. Губернатор Сергей Левченко выступил с инициативой разрешить лесхозам области выдавать гражданам не абстрактное разрешение на добычу 125 кубометров леса для личного строительства, а конкретные лесоматериалы, готовые к стройке. То есть у людей есть выбор – либо получить лес на корню, либо готовые материалы. Думаем, что такой механизм позволит достичь конечной цели – обеспечить человека жильем.

Самый большой вопрос, над которым работает комитет, это переход на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года. По этой теме мы провели много совещаний, круглый стол, организовали парламентские слушания. Обсуждаем эти изменения широко, ведь они коснутся всех граждан Иркутской области. Муниципалитеты находятся в разной степени готовности. Вместе с коллегами по областному парламенту будем на контроле держать этот вопрос и при необходимости оперативно реагировать на решение возникающих проблем.

Александр ГАСЬКОВ, председатель комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите:

– Начну с положительного отзыва нашего комитета на проект федерального закона, которым устанавливаются новые стандарты оказания паллиативной помощи. В документе представлено расширенное понятие паллиативной помощи, вводятся такие формы ее оказания, как дневной стационар, а также помощь на дому. У учреждения здравоохранения появится возможность закупать специальное оборудование и предоставлять его пациентам для использования у себя дома. Это очень значимые изменения, поскольку приобрести такое оборудование на розничном рынке бывает затруднительно.

Говоря об областных законах, комитетом было рекомендовано признать утратившим силу закон Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселках Брусово, Екунчет, селе Еланка и деревне Пойма Тайшетского района Иркутской области». В указанных населенных пунктах проживало 45 человек. На сегодняшний день все они получили жилье, поэтому в законе более надобности нет.

Внесенные изменения в областной закон «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области» затрагивают обязанности районных и городских комиссий. Теперь в их полномочия входит также помощь несовершеннолетним с трудоустройством, при условии их согласия.

Поправки были внесены в закон «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Была добавлена еще одна категория граждан, которые могут получать данную компенсацию. А именно – инвалиды I группы.

Во втором чтении был рассмотрен вопрос об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Иркутской области. Было предложено сократить время рассмотрения интернет-обращений граждан с 30 дней до 20. Эти сроки наш комитет утвердил. Лето в Сибири короткое, а данные изменения ускорят рассмотрение обращений и будут способствовать получению путевок.

Наталья ДИКУСАРОВА, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области:

– В третьем созыве была сохранена преемственность в нашем комитете. Руководство осталось прежним, что позволило полностью и в указанные сроки выполнить поставленные задачи. Вместе с коллегами по депутатскому корпусу приняли два областных бюджета – на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов, а ранее откорректировали главный финансовый документ 2018 года.

По бюджету 2019 года сформировано постановление областного парламента, которое, по нашему мнению, будет дорожной картой при корректировке финансового документа в следующем году. Кроме того, мы откорректировали ряд законов, касающихся темы льгот по налогу на прибыль. Быстро меняющееся федеральное законодательство предложило нам оперативно отреагировать на эти изменения. Мы это сделали.

Наш комитет стал инициатором проекта закона о предоставлении льготы по транспортному налогу ветеранам боевых действий. Очень долго работали по данному законопроекту, так как не могли получить положительное заключение от коллег из регионального правительства. Почему? Это новая налоговая льгота, поэтому тяжело воспринимается органами исполнительной власти. На сегодняшний момент в перечень категорий наравне с ветеранами ВОВ, инвалидами, многодетными семьями на получение льготы по транспортному налогу включены ветераны боевых действий.

Еще один проект закона, инициированный нашим комитетом, – о доплате к пенсии пожарным, которые работают в противопожарной службе Иркутской области. Это первый опыт для нашего региона. Мы столкнулись с отрицательным заключением на первоначальный проект этого закона. Но в конечном итоге удалось согласовать позиции, и закон был принят. Наш опыт изучают в соседних субъектах РФ.

Комитет принял еще один закон, который касается установления налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, для деловых и торговых центров. Мы два года работали над этим законопроектом. Его приняли в том варианте, в котором он согласован с предпринимательским сообществом. Закон предусматривает минимальную стартовую налоговую ставку для юридических лиц, которые работают на специальных налоговых режимах, одну из самых низких на территории РФ. В законе предусмотрены льготы для налогоплательщиков – владельцев этой категории недвижимого имущества, работающих на общей системе налогообложения.

Мы взяли на себя обязательства провести мониторинг указанных законов, посмотреть их экономические последствия, в случае необходимости будем вносить коррективы.

Лариса ЕГОРОВА, председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями:

 – Одно из первых заседаний комиссии по Регламенту было связано с реестром депутатских групп и фракций. В итоге в областном парламенте представлено четыре фракции – «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, ЛДПР, «Справедливая Россия» и одна депутатская группа – «Гражданская платформа».

Вместе с коллегами рассмотрели 26 решений о награждении почетной грамотой Законодательного Собрания Иркутской области, по которым вынесено 25 положительных постановлений. До конца года планируется еще рассмотреть порядка 15–20 ходатайств о награждении.

 

Кроме того, на комиссии по Регламенту принято положительное постановление «Об утверждении кандидатур от Законодательного Собрания Иркутской области в состав редакционного совета общественно-политической газеты «Областная», в который вошли вице-спикер К.Р. Алдаров, заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству О.В. Безродных, председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Л.И. Егорова, депутаты Д.Н. Бриток и А.В. Романов.

Кроме того, в третьем созыве продолжил работу Координационный межконфессиональный совет при Законодательном Собрании Иркутской области. На первом заседании рассматривались вопросы «О сохранении культурных традиций с целью укрепления межнациональных связей», «Об организации работы, направленной на выявление и недопущение вовлечения подростков и молодежи в деятельность неформальных объединений и группировок экстремистской направленности», а также был представлен план работы совета на 2019 год.

Виктор ПОБОЙКИН, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении

 – С начала работы третьего созыва нашим комитетом принято в окончательном чтении и направлено губернатору Иркутской области для обнародования 17 законопроектов. Большинство принятых законов области направлено на приведение действующего регионального законодательства в соответствие с федеральным и затрагивает сферы избирательного, административного законодательства региона, законодательства о мировых судьях, местном самоуправлении, административно-территориальном устройстве области, противодействии коррупции.

В окончательном варианте был принят областной закон «О внесении изменений в закон Иркутской области «О государственных должностях Иркутской области», в соответствии с которым сформирована правовая основа привлечения к ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей лиц, замещающих отдельные государственные должности Иркутской области.

В работе находится проект закона, которым устанавливаются правовые основы статуса старосты сельского населенного пункта. В апреле уходящего года был принят федеральный закон, устанавливающий правовой статус старост, в связи с чем требуется принятие соответствующего регионального закона. Рассматриваемым законопроектом определяется круг прав и полномочий старосты, а также регулируются вопросы их материально-технического обеспечения. К законопроекту имеются замечания, поэтому работа над ним будет продолжена.

Тимур САГДЕЕВ, председатель комиссии по контрольной деятельности

– Из вопросов, рассмотренных на заседаниях комиссии по контрольной деятельности, можно отметить следующие. Во-первых, это результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных в 2016–2017 годах на строительство полигонов для размещения твердых бытовых отходов в Казачинско-Ленском и Черемховском районах. При рассмотрении итогов проверки было отмечено, что финансовое обеспечение выполнения мероприятий по строительству полигонов ТБО осуществлялось с несоответствием сроков финансирования проектным срокам строительства, без учета проектов и сметной стоимости строительства. Комиссией рекомендовано министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, администрациям Черемховского и Казачинско-Ленского районов принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Комиссия ознакомилась с результатами проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2016–2018 годах на предоставление грантов в форме субсидий на развитие семейных молочных и животноводческих ферм. В ходе осмотров выполненных строительных работ и имущества, приобретенного на средства грантов, выявлены многочисленные нарушения. Также со стороны получателей грантов выявлены факты умышленного искажения либо предоставления недостоверных сведений и документов с целью получения средств государственной поддержки, оплаты невыполненных работ, привлечение к строительству подрядных организаций, не имеющих специальных разрешений, участия в КФХ лиц, замещающих выборные должности и должности государственной гражданской службы.

Материалы по результатам данного контрольного мероприятия направлены Контрольно-счетной палатой Иркутской области в правоохранительные органы. Комиссией рекомендовано министерству сельского хозяйства Иркутской области принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Всего с начала работы третьего созыва проведено три заседания комиссии, на которых рассмотрено восемь вопросов, в том числе шесть вопросов – результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Иркутской области. Все вопросы находятся в комиссии на контроле до устранения выявленных замечаний.

Ирина СИНЦОВА, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области:

 – Одним из главных достижений первых ста дней работы третьего созыва можно назвать принятие бюджета на 2019 год. Значимо, что большая часть расходов пойдет на социальную сферу – порядка 73%. Достижения в экономике должны напрямую отражаться на качестве жизни населения, в первую очередь – детей.

Особые слова признательности нашим коллегам в Государственной думе РФ. Благодаря их работе область получила деньги из федерального бюджета. Например, по партийному проекту «Единой России» – «Культура малой Родины» в следующем году в Приангарье будет построено семь домов культуры. Такого никогда не было! Вместе с тем будет действовать программа «Модельные дома культуры».

Продолжаем работать по теме развития физической культуры и спорта. В конце 2018 года – приняли пять ФОКов в Алексеевске, Саянске, Тырети, Тайшете, Усолье-Сибирском. Шесть новых ФОКов появятся в 2019 году. Будет создано 28 открытых спортивных площадок. Более того, две площадки – в Киренске и в Братске – будут построены по партийному проекту «Единой России» – «Детский спорт», который курирует олимпийская чемпионка Ирина Роднина.

Важно, что мы утвердили реестр молодежных и детских общественных объединений на 2019 год. У нас добавилось четыре организации – в итоге их стало 39. Чтобы не снижать финансовые возможности всех участников реестра, по данной статье расходов удалось добавить дополнительно 500 тыс. рублей из областного бюджета. Это будет существенной поддержкой для НКО, работающих в сфере молодежной политики.

Удалось принять закон «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма». Сегодня 54 тыс. семей стоят в очереди на получение жилья по социальному найму. Есть положительная динамика – очередь не стоит на месте, а продвигается. За три года 27 тыс. семей справили новоселье. Комитетом были предложены правила ведения этой очередности, которая должна быть одинаковой во всех муниципалитетах. Поэтому в законе стоят определенные рекомендации по ведению книги учета. Мы определили, что раз в три года муниципалитеты должны актуализировать очередь.

Вместе с коллегами по депутатскому корпусу поддержали проект федерального закона, «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который находится на рассмотрении в Государственной думе РФ. Основной задачей законопроекта является повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) смогут оказывать государственные услуги, а наши граждане будут иметь выбор, где их получать – в частных или муниципальных учреждениях.

Таким образом, у госзаказа появится альтернатива в виде целевой потребительской субсидии. Авторы законопроекта предлагают средства из бюджета направлять потребителям, а они могут потратить их на конкретный набор государственных услуг. Только люди получат не сами деньги, а сертификаты, которые смогут обменять на ту или иную услугу или товар. Поставщики услуги в конце отчетного периода предъявляют полученные сертификаты государственным органам и на этом основании получают оплату за свою работу.

Планируется, что в случае принятия закон вступит в силу с января 2019 года. Однако внедрение механизмов, которые в нем прописаны, будет поэтапным.

Николай ТРУФАНОВ, председатель комитета по собственности и экономической политике:

– Повестка нашего комитета всегда насыщенная: от обсуждения отдельных изменений в региональные законодательные акты до подготовки отзывов на готовящиеся к рассмотрению федеральные законопроекты.

На одном из первых заседаний комитета обсуждался федеральный законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (в части уточнения условий и порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме). Суть предлагаемых изменений направлена на защиту интересов собственников квартир в ситуациях, когда в подъездах, на первых этажах жилых домов открываются торговые точки, рестораны, офисы и т.п. Зачастую вместе с этим в доме становится шумно, жителям начинает мешать постоянно разгружающийся транспорт, музыка, большое количество посторонних людей. Все это становится поводом для конфликтных ситуаций. По логике федерального законодателя, собственники квартир теперь должны иметь возможность более весомого участия в процедуре перевода жилого помещения из дома в нежилое, понимая, к чему приведут изменения. Рассмотренный законопроект получил положительный отзыв.

В повестке нашего комитета оказался другой значимый документ – проект областного закона «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2019 год». Предлагаемые в законопроекте меры должны принести в областной бюджет дополнительный доход в размере 35,4 млн рублей. Также увеличится уставной капитал АО «Дорожная служба Иркутской области» за счет внесения имущества, ранее находившегося в хозяйственном ведении ОГУП «Окравтодор».

В числе первых комитет провел 27 ноября выездное заседание в Братске. Обсуждая вопрос авиаперевозок в области, депутаты рекомендовали правительству Иркутской области установить четкие критерии предоставления субсидий на авиаперевозки, продолжить работу с федеральными органами власти по включению северных аэропортов в программу развития, а также принять меры по субсидированию авиаперевозок в Киренск и Братск.