Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

30 января 2019

Какие изменения претерпел медийный рынок Иркутской области за 2018 год?

Теги:
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

 

Другие медийные лица

2018 год стал для СМИ Приангарья годом больших решений. Сразу две медийных организации сменили собственников – телекомпания АИСТ и холдинг «СМ Номер один». До сих пор в Иркутске, пожалуй, не было примеров, когда бизнес инвестировал в телевидение или газеты. «Областная» выяснила, какие изменения претерпел медийный рынок региона.

Новая история АИСТа

20 ноября 2018 года на своей странице в социальной сети об уходе с поста генерального директора телекомпании АИСТ сообщил Амгалан Базархандаев. В этой должности он был с 2000 года.

– Прошло почти 18 счастливых лет, как я пришел на телеканал. Много или мало? Для меня – миг, потому что это та работа, на которую бежишь с удовольствием и живешь там допоздна. За эти годы с любимой командой «аистят» нам удалось сделать многое: с 2005 года на собственном круглосуточном вещании сигнал телеканала в космосе, и вещаем со спутника на территорию Сибири и Дальнего Востока, с 2016 года мы – обязательный, общедоступный региональный телеканал Иркутской области, так называемая 21-я кнопка во всех кабельных сетях, представлены как уникальный телеканал на международном уровне в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, лидер по прямым трансляциям в регионе, может быть, даже в стране. Но многое еще, конечно, впереди и требует значительных инвестиций, – отметил в своем сообщении Амгалан Базархандаев.

О новых собственниках известно немного. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 24,5% доли ТК АИСТ принадлежат ООО «Аспект». Еще 14,5% акций принадлежат физическим лицам. А основной пакет – 60% – по-прежнему находится в собственности правительства Иркутской области.

Новое руководство сделало кадровые перестановки. Главным редактором новостного блока стала известный журналист Наталья Ветрова, которая ранее была штатным сотрудником медиахолдинга «АС Байкал ТВ».

– Со сменой руководства на ТК АИСТ мне поступило предложение возглавить редакцию новостей, чтобы внедрять новые интересные проекты и усилить команду. С 15 января я приступила к своим обязанностям. Со мной с прежней работы пришли еще восемь сотрудников – это монтажеры, операторы, журналисты, литературный редактор. У нас будут серьезные изменения в информационном вещании – появится дневной выпуск программы «Новости», который будет идти в прямом эфире, изменится время вечерних выходов. Мы планируем делать обзор событий в утреннем эфире. Думаем над увеличением своего присутствия в интернете, – поделилась планами Наталья Ветрова.

Технический перерыв «АС Байкал ТВ»

Буквально накануне Нового года, 29 декабря, несколько сотрудников медиахолдинга «АС Байкал ТВ» выложили в соцсети фото своих трудовых книжек с записями об увольнении. В столице Приангарья упорно ходили слухи о закрытии одного из старейших каналов региона, а связывали это с переходом страны на цифровое вещание и прекращением старого, аналогового.

Генеральный продюсер медиахолдинга «АС Байкал ТВ» Роман Синтоцкий успокоил зрителей:

– У нас появилась необходимость сделать небольшой технический перерыв. Работникам было предложено уйти в отпуск без содержания на один месяц. Кто-то предпочел найти другую работу. Но мы не закрывали свои передачи: с 4 февраля зрителей вновь будет радовать «Утренний коктейль», с 11 февраля возобновят работу «Новости». Радиостанции у нас не прекращали свои эфиры – все на местах, все работают. В настоящее время ведем переговоры о своем вещании на телеканале «Че!», ранее были на СТС. Также разговариваем о сотрудничестве с телеканалом «Домашний», с Общественным Телевидением России. У нас есть возможность вещать в цифровом эфире, но все будет зависеть от договоренностей, которых удастся достичь в ходе переговоров. Самое главное для нас – сохранить завоеванное годами доверие наших телезрителей и нашу команду.

Газеты – недооцененный актив

Новый учредитель появился у холдинга «СМ Номер один», куда входят редакции газет «СМ Номер один», «Копейка», «Пятница», а также ИА «Байкал-Инфо».

Прокомментировать факт сделки мы попросили главного редактора газеты «Копейка» Бориса Слепнева:

– На моей памяти такой общественный резонанс, который мы имеем сегодня, был только по случаю слияния газет «Номер один» и «Советская молодежь» в 1997 году. Хотя, на мой взгляд, ничего экстраординарного не произошло. Медийный бизнес ничем не отличается от любого другого. Одни видят выгоду в приобретении, другие – в продаже. Не знаю причин, почему прежние учредители решили пойти на эту сделку по продаже, но отчасти потому, что они уже живут не в Иркутске.

Руководитель Управления Роскомнадзора по Иркутской области Сергей КОСТЫЛОВ: Газеты еще долго будут востребованы, особенно в отдаленных территориях. Потому что того уровня информатизации, который есть в больших городах, в глубинке еще долго не будет.

В любом случае, сам факт сделки подтверждает, что газеты остаются недооцененным активом. Проводного радио в России давно нет, за пределами Иркутска его мало кто слушает. Наступило время интернета. Сегодня много перемен происходит на телевидении, с приходом цифрового вещания под вопросом остается судьба региональных каналов – на какой кнопке их будут смотреть и будут ли вообще. Интернет, конечно, все больше становится востребованным у пользователей. Но, вместе с тем, растет процент недоверия к электронным СМИ, где распространяется много недостоверной информации, особенно накануне выборов. Люди среднего возраста и старшего поколения руководствуются народной мудростью: что написано пером – не вырубишь топором. Газета – тот информационный источник, которому доверяют. В ближайшем будущем, полагаю, печатные СМИ смогут сыграть важную роль в социально-экономическом развитии региона.

Кстати, про фейковые новости. Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, направленный против публикации в СМИ и интернете, недостоверной информации и искажающих фактов. За распространение фейковых новостей будут штрафовать. Для граждан штраф составит 3–5 тыс. рублей, для должностных лиц – 30–50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн рублей.

Приобретение бизнесом областных СМИ – явление достаточно уникальное. Ранее менялись собственники у региональных вкладок федеральных изданий. С другой стороны – сделки состоялись на фоне распространяемых «экспертных» мнений, якобы газет никто не читает, телевизор не смотрят. Говорит ли это о том, что бизнес видит в СМИ перспективный актив, в который он готов инвестировать?

– На мой взгляд, мы возвращаемся в 90-е годы прошлого столетия. Появились люди с деньгами, которые хотят поиграть в газеты и телевидение. В России СМИ не являются бизнесом. Почему? Бизнес требует инвестиций. А в указанные издания никто не вкладывал деньги: у редакций нет собственных помещений, оборудование давно устарело и требует замены, кроме того, сегодня почему-то легко разбрасываются кадрами, а бизнес любит определенность и стабильность. Я был бы счастлив, если бы ошибся. Хочется, чтобы СМИ действительно являлись выгодным активом для бизнеса, который намерены развивать, а не использовать для решения, например, политических задач, – поделился своим мнением Станислав Гольдфарб, доктор исторических наук, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа Иркутского госуниверситета.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Еловский, генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR, ныне работающий в Москве, а в прошлом иркутский журналист:

– СМИ не являются коммерчески выгодными активами. Успешные издания, как правило, существуют за счет сторонних бизнесов или за счет государства. Это не проблема СМИ, это проблема экономики – коммерческий сектор настолько ослабел, что не в состоянии принести нормальные рекламные доходы. Вместе с тем, у печатных изданий высокая цена рекламного контракта, у телевидения, наоборот, – цена ниже и охваты аудитории больше. Если выбирать, то ТВ – самый ликвидный актив.

Не преодолев вековой рубеж

О том, что региональные СМИ нуждаются в господдержке, говорит ситуация с районными газетами. В декабре завершилась 86-летняя история газеты «Бирюсинская новь», которую читали жители Тайшетского района. Главный редактор Татьяна Конотовцева приняла решение закрыть издание.

– Торги убили нашу газету. Их главный принцип – кто предложит меньшую цену, тот и выиграл. Но как можно работать себе в убыток?! 27 лет я отработала главным редактором в этой газете. Поверьте, мне не просто было решиться на такой шаг. Закрыть редакцию газеты – вынужденная мера, к сожалению. Поддержки ни от власти, ни от бизнеса мы не получили. У меня было два пенсионера – они ушли на заслуженный отдых, а молодых сотрудников поставила на учет в Центр занятости. Процедура ликвидации не быстрая, в настоящее время вместе с бухгалтером ведем работу с документами. Наш пример не последний, ежегодно повышаются расходы на печать и распространение.

О сокращении СМИ на пресс-конференции рассказал глава управления Роскомнадзора по Иркутской области Сергей Костылов. По его словам, оно связано со стабилизацией на медиарынке, которая отмечается последних два года. В настоящее время в регионе зарегистрировано 322 средства массовой информации, а годом ранее их было 349. Из них 182 – печатные СМИ: 151 газета, 30 журналов, один альманах. Еще 123 – это электронные масс-медиа: четыре телепрограммы, три видеопрограммы, 59 телеканалов, 57 радиоканалов и 17 информационных агентств.

Сергей Костылов отметил, что век печатных изданий, несмотря на рост электронных, далеко не закончен:

– Газеты еще долго будут востребованы, особенно в отдаленных территориях. Потому что того уровня информатизации, который есть в больших городах, в глубинке еще долго не будет.

Другие материалы
Реклама от YouDo