Почему муниципалитеты не осваивают субсидии?

Ежегодно правительство Иркутской области оказывает серьезную финансовую поддержку муниципальным образованиям. Это увеличивает их финансовые возможности по решению вопросов местного значения. По данным министерства финансов Приангарья, за три года объем межбюджетных трансфертов вырос в 1,3 раза: с 43,1 млрд рублей в 2016 году до 57,7 млрд рублей в 2018 году.

Значительная часть этих средств идет на общее и дошкольное образование, за счет чего обеспечивается выплата заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений, а также на строительство, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию объектов муниципальной собственности.

Ежегодно увеличивается объем и условно нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям, направляемой на решение вопросов местного значения: в 2016 году было 6,6 млрд рублей, в 2017 году – 8,1 млрд рублей (рост к предыдущему году 1,2 раза), в 2018 год – 9,2 млрд рублей (рост к 2017 году 1,1 раза).

В отдельных территориях отмечаются факты не полного освоения выделенных средств, предусмотренных в областном бюджете межбюджетных трансфертов на осуществление вопросов местного значения.

Так, в 2018 году на строительство и капитальный ремонт социально значимых муниципальных объектов в областном бюджете было предусмотрено 9 млрд рублей, из них некоторые органы местного самоуправления не использовали около 1,2 млрд рублей. Причем большинству «проштрафившихся» территорий средства на данные цели были предусмотрены либо при формировании бюджета 2018 года, либо при его мартовском уточнении.

В октябре прошлого года в областном бюджете на 261,2 млн рублей были увеличены средства на субсидии муниципальным образованиям для ликвидации несанкционированных свалок. Не использованными остались 104,9 млн рублей. Остаток в размере 100% от плановых бюджетных ассигнований сложился в Шелеховском, Боханском, Нукутском районах, в Усолье-Сибирском и Усть-Илимске.

В полном объеме не использованы ассигнования местным бюджетам на актуализацию документов территориального планирования, подготовку документации по планировке территории и постановке на кадастровый учет в поселениях Казачинско-Ленского, Иркутского, Ольхонского, Усольского, Черемховского, Шелеховского, Боханского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов. Всего в областном бюджете прошлого года на эти цели закладывалось 62,6 млн рублей, не использовано – 26,3 млн.

В части субсидий местным бюджетам на проведение мероприятий по подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры отмечается неисполнение средств областного бюджета в объеме 44,1 млн рублей.

Также имеются факты неиспользования остатков субсидий из областного бюджета, предоставленных территориям в 2017 году, и возвращенных в местные бюджеты в 2018 году. Так, в прошлом году из региональной казны восстановлены средства на общую сумму 93 млн рублей, из которых использовано лишь 7,2 млн рублей, или 7,7% от подтвержденной потребности.

Нулевое «исполнение» восстановленных денег показали: Братск, которому было выделено 20 млн рублей на строительство газораспределительных сетей; ни рубля из восстановленных 42,2 млн на строительство школы в Бирюсинске не использовал Тайшетский район, в результате областной минстрой был вынужден перераспределить эти средства на другие цели; в Ольхонском районе не ясно с проектированием мусоросортировочных станций, на что было восстановлено 5,6 млн рублей, не использованных еще в 2017 году; «исполнено» 0% из восстановленных 9,9 млн рублей на капитальный ремонт дамбы в Бодайбо.

Особое внимание правительство региона обращает на использование средств областного бюджета, выделенных на предоставление выплат гражданам для завершения в Братске расселения аварийного жилого фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года, в рамках «майского» указа президента № 600. В 2018 году на эти цели было предусмотрено 561,3 млн рублей, из которых не исполнено 301,2 млн рублей, или 53,7%.