Медицинское вмешательство или что делать, если не согласен с лечением?

С лечением согласен…

С каждым годом медицинские услуги для россиян становятся качественнее и доступнее. Можно через интернет записаться на прием в поликлинику, заказать лекарства с доставкой на дом. Но вместе с тем еще остается много вопросов к врачам: что означает тот или иной диагноз; можно ли отказаться от прививки ребенку; что делать, если не согласен с лечением? За разъяснением мы обратились к старшему прокурору отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Анне Румянцевой. 

– Анна Анатольевна, что такое медицинское вмешательство?

– Понятие «медицинское вмешательство» содержится в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Это любая манипуляция, выполняемая медицинским работником в отношении пациента, а также любые виды медицинских обследований, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность.

Иными словами, как только вы зашли в кабинет врача, любые действия доктора или медицинской сестры относительно вас и вашего здоровья – это медицинское вмешательство. Например, врач расспрашивает о жалобах, смотрит горло, измеряет давление, назначает лечение или дополнительное обследование – все это медицинское вмешательство, или медицинские услуги.

– На приеме у врача медсестра просит пациента расписаться рядом с фразой «С лечением согласен». Что она означает?

– Необходимым и обязательным предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина на медицинское вмешательство. Подписываясь под фразой «с лечением согласен», мы подтверждаем, что врач в доступной форме, то есть понятными словами, дал полную информацию о целях и методах оказания медицинской помощи конкретно вам, рассказал о диагнозе, методах диагностики и лечения, о возможных рисках и последствиях, о побочных действиях лекарств, которые он назначил, а также о предполагаемых результатах лечения. 

– А что делать, если врач этого не сделал?

– Пациент имеет право потребовать у врача данную информацию о медицинском вмешательстве. Она должна носить исчерпывающий характер.

– Могут ли дети давать согласие на медицинское вмешательство?

– За несовершеннолетних дают свое согласие законные представители. Это родители, усыновители, опекуны, попечители. Бабушки, дедушки, тети, дяди не относятся к категории законных представителей и дать согласие на медицинское вмешательство не могут.

Подростки, которым уже исполнилось 15 лет, могут самостоятельно дать согласие на медицинское вмешательство.

– Что делать, если человек возражает против лечения? Бывают случаи, когда врач дает направление в стационар, а пациент отказывается, мотивируя это тем, что ему лучше будет дома.

– Согласно закону, гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. В этом случае врач обязан в доступной форме разъяснить возможные последствия такого отказа. Отказ от проведения медицинского вмешательства, так же как и согласие на него, должен содержаться в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, либо в электронной форме.

– Сейчас многие родители отказываются ставить детям прививки. Имеют ли они на это право?

– Вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств. К сожалению, сейчас все больше родителей отказываются от прививок, ссылаясь на высокую токсичность вакцин, побочные эффекты. Есть список противопоказаний от вакцинации, утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ: сильные аллергические реакции, осложнения на предыдущее введение вакцины, иммунодефицитные состояния, поражения нервной системы, обострение хронического заболевания. Если есть подобные противопоказания – врач не имеет права допустить вас или вашего ребенка до вакцинации.

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель, вправе отказаться от вакцинации. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, должен содержаться в медицинской документации. При этом врач обязан в доступной форме разъяснить возможные последствия такого отказа.

– Какие это последствия?

– Отсутствие профилактических прививок влечет запрет на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ, требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Что касается взрослых, то это может быть даже отказ в приеме на работу или отстранение гражданина от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

– То есть если у взрослого человека нет всех прививок, ему могут отказать в приеме на работу?

Как только вы зашли в кабинет врача, любые действия доктора или медицинской сестры относительно вас и вашего здоровья – это медицинское вмешательство

– Конечно. Есть перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ. Это работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работа с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний, работа с больными инфекционными заболеваниями, работа с кровью и биологическими жидкостями человека, работа по отлову и содержанию безнадзорных животных. Например, летчики и бортпроводники, вылетающие в страны Африки и Азии, обязаны иметь профилактические прививки, не только предусмотренные планом прививок, утвержденным в нашей стране, но и прививки от таких экзотических болезней, как желтая лихорадка, брюшной тиф, малярия.

– Могут ли возникнуть проблемы при поступлении ребенка в сад, если у него нет прививок?

– Конечно. Особую важность имеет туберкулиновая проба. Дети, которым она не ставилась, допускаются в детскую организацию только при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания. Кроме того, если ребенку в саду поставили пробу Манту, и медицинским работником дано направление на консультацию в противотуберкулезный диспансер, то ребенка в сад могут не допустить, если нет заключения фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом.

– Что делать, если человек по состоянию здоровья не может дать согласие на медицинское вмешательство?

– Медицинское вмешательство без получения информированного добровольного согласия допускается в следующих случаях:

– если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека (например, ситуации с ДТП, когда пострадавший без сознания);

– в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (по решению суда больные туберкулезом принудительно госпитализируются);

– в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, когда психически больные люди опасны для себя и для окружающих (по решению суда они госпитализируются в диспансеры закрытого типа);

– при проведении судебно-медицинской и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

– Правда ли что, если болезнь не представляет опасность для окружающих, никто принудительно больного лечить не будет?

– Да. Вместе с тем государство берет на себя ответственность за здоровье несовершеннолетних детей, которые не могут в силу возраста защищать свои интересы. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Законом предусмотрено право медицинской организации обратиться в суд с иском в защиту ребенка в случае отказа родителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Семейный кодекс РФ, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Однако в современном обществе возникают ситуации, когда родители отказываются от лечения ребенка, не понимая всю серьезность заболевания, заблуждаясь относительно его природы. В этом случае ребенок беззащитен от родительского произвола.

– В каких случаях медицинские организации могут обратиться за согласием на лечение ребенка?

– Так, в судебной практике есть случаи ВИЧ-диссидентства. Это движение в обществе, распространенное среди ВИЧ-положительных людей, которое отрицает существование вируса иммунодефицита человека. Одержимые этой идеей, ВИЧ-диссиденты отказываются лечить от ВИЧ не только себя, но и своих детей.

Движение активно пропагандирует свои ценности в интернете. На форумах ВИЧ-положительных граждан можно увидеть сообщения ВИЧ-диссидентов. Особенно эти сообщения влияют на «новичков», которые только начинают переосмысливать свою жизнь. У них происходит психологическая ломка и, как следствие этого, идея того, что все это миф, что ВИЧ не существует – кажется очень заманчивой. В результате ВИЧ-положительные граждане отказываются принимать антиретровирусную терапию, ставя под угрозу свою жизнь.

Еще более трагично выглядит ситуация с беременными ВИЧ-положительными женщинами. При отказе от химиопрофилактики передачи ВИЧ во время беременности, а в последующем при отказе от химиопрофилактики новорожденному, женщина ставит под удар жизнь своего ребенка. Итог – инфицирование ребенка.

Лечение ВИЧ-инфекции остается серьезной проблемой как для медицины, так и для общества в целом. На настоящий момент еще не существует лекарств, которые бы позволили достичь полного излечения от ВИЧ-инфекции. Однако есть средства, тормозящие размножение вируса, что позволяет увеличить продолжительность жизни больного и позволяет существенно снизить риск заражения. Речь идет о высокоактивной антиретровирусной терапии (АРВТ).

При условии прохождения полного курса профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции (от матери к ребенку) вероятность инфицирования ребенка не превышает 3%.

В судебной практике медицинскими организациями предъявляются в суд иски в защиту интересов несовершеннолетних в случае отказа одного из родителей от применения антиретровирусных препаратов, необходимых для спасения жизни ребенка. По решению суда медицинское вмешательство (обследование и лечение) производится без согласия родителей.

Кроме того, прокурор может предъявить иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если будет установлено, что родители отказываются заниматься здоровьем ребенка, и существует угроза жизни.

Есть случай судебной практики, когда мать отказывалась везти ребенка на обследование по поводу гемангиомы головы, выявленной у несовершеннолетнего. Свой отказ мотивировала отсутствием денег на дорогу. В итоге, несмотря на возражения ответчицы, суд удовлетворил иск прокурора, ребенок поступил в медицинскую организацию на обследование и лечение.