Байкальский инженер изобрел уникальную установку по переработке ягод

На Байкале свой изюм

Вяленую бруснику, клюкву, чернику, жимолость изготавливает инженер из Байкальска Борис Брисюк. Недавно его проектом заинтересовался крупный производитель российской пищевой промышленности. О своем изобретении, его преимуществах и проблемах продвижения он рассказал газете «Областная».

– Борис Евгеньевич, как вы занялись переработкой ягод?

– Я живу в Байкальске. По образованию инженер химических производств. Почти 20 лет занимался контрольно-измерительными приборами на БЦБК. Когда комбинат закрывали, начались разговоры об альтернативном производстве. Администрация города обратилась ко мне с просьбой сделать какой-нибудь бизнес-проект. Надо было придумать стабильное и полезное дело. Я перебирал разные варианты, рассматривал даже дерево- и металлообработку. Но остановился на ягодах. Во-первых, все технологии мне знакомы – и химическая, и пищевая. А во-вторых, очень много дикоросов у нас на Байкале. Раньше дома в сезон заготовки всегда ягода лишняя оставалась. Вот я и изобрел соковыжималку «Байкальский эксклюзив».

– Расскажите о ней подробнее.

– В ней можно делать изюм и сироп из жимолости, клюквы, брусники, облепихи и других ягод. Моя соковыжималка – безотходная, работает по принципу щадящих технологий. Аппарат позволяет отделить ягоды от сока, сохраняя целостность и полезные свойства каждого продукта. Из 1,5 литра ягод на выходе получается 0,5 литра изюма и 1 литр сока. Отходов, как в обычном аппарате, совсем нет. Этот принцип я частично взял из старорусских рецептов, а частично сам додумал.

– То есть, по сути, в вашей ягоде и сиропах нет консервантов?

– Собственно, байкальский изюм – это вяленая ягода с сахаром. Он содержит клетчатку, пектины, витаминно-минеральный комплекс. Изготавливается с сохранением природного вкуса, цвета и аромата. И никаких консервантов, кроме сахара, там нет. Обладает длительным сроком хранения и уникальной вкусовой гаммой. Сок из таежных ягод делается по технологии холодного отжима без термообработки. Он осветленный, без жмыха, косточек и мякоти. Используется как основа для морса и напитков.

– Слышала, что вы уже начали масштабировать свой опыт?

– В этом году я получил патент на мобильные мини-цеха по переработке сибирской ягоды в полевых условиях. Сейчас интереснее всего запустить их в продажу. Это такой полевой вариант, чтобы голубицу, например, или бруснику не везти в город за тысячу километров от места, где ее собирали. В отдаленных районах, например, море ягоды, а как ее отправлять сырую в город, вертолетом, что ли? По моей разработке прямо в лесу можно поставить аппарат, он небольшой и компактный. И без холодильника обойтись. Потому что изюм и сиропы хранятся достаточно долго. А еще такие мобильные цеха можно ставить в деревнях, селах, фермерских хозяйствах – я привожу людям сырье, сахар и аппарат. А они сами уже на месте делают изюм и сироп. Очень удобно. В этом году была у меня такая пилотная фермерская семья в Байкальске. Все получилось, и я доволен остался, и они.

– Правда, что вашим продуктом заинтересовались в промышленных масштабах?

– На меня вышла местная фабрика, которой нужна ягода в объеме две тонны в год. А недавно обратилась крупная российская компания пищевой промышленности, но для сотрудничества с ними мне не хватает производственных мощностей. По моей технологии уже работает один цех в Заларях. Но чтобы запустить процесс, нужно не менее 20 производств.  Мне выделила субсидию администрация Байкальска, за что ей большое спасибо. Но на оборудование этого недостаточно.

– Что еще нужно для проекта, кроме инвестиций?

– Нужна команда – кто-то должен заниматься маркетингом, дизайном, продажами. Я сам разрываюсь – времени свободного совсем нет. При этом полностью включен в проект и готов довести его до конца. Но тут нужна голова гроссмейстера, чтобы всем управлять. А у меня лучше получается оборудование изготавливать, соковыжималки, мобильные цеха. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

– Вы открыты к сотрудничеству?

– Конечно, ведь главный плюс моего изобретения в том, что жители могут заняться сбором и производством продукта на местах, не покидая своих городов и поселков. Мы очень ждем, что откликнутся люди, которые хотят влиться в наше дело.

– А вы сами в каком виде ягоду едите?

– Раньше я больше варенье употреблял. Но уже несколько лет супруга его не делает – мой изюм поинтереснее будет. Думаю, что нужно развивать гастрономический туризм на Байкале. У нашего региона в этом плане большой потенциал.