Удивительные женщины Катанги

Катангская земля славится не только уникальной природной красотой, но и трудолюбием, широтой души людей, которые живут и работают в этом славном крае. В преддверии Международного женского дня 8 Марта мы решили рассказать об удивительных женщинах Катанги, связавших свою судьбу с самым удаленным и суровым районом Приангарья.

Дарующая радость материнства

Эту скромную добрую женщину хорошо знают не только в селе Ербогачен, но и во всех уголках Катанги. Более 40 лет отработала Валентина Коненкина акушеркой родильного отделения районной больницы, помогла появиться на свет тысячам младенцев.

В далеком 1971 году она окончила медицинское училище при Иркутском мединституте. Распределили молодого фельдшера-акушерку в поликлинику на улицу Марата. Надеялись, что способный специалист украсит медучреждение областного центра. Но Валентина проработала там всего год, пока ее молодой муж оканчивал сельхозинститут, получая профессию охотоведа. После, как верная подруга, поехала за любимым в Нижнеилимск, а когда он решил вернуться на родину, безропотно полетела и в Ербогачен. Поначалу устроилась медсестрой в детские ясли – в семье появился второй малыш, а через три года перешла в больницу.

Какое-то время работала в родильном отделении и в поликлинике одна, врач-гинеколог занимала пост главного врача и часто отлучалась в командировки. Работа ответственная, непростая, страху натерпелась…. «Боевое крещение» приняла едва ли не в первое дежурство.

– Мне всегда нравилось акушерство. Когда училась в училище, проходила практику в областном роддоме на Бограда, а тут шла, и коленки дрожали, – улыбаясь, припоминает далекое время. – Волновалась до тошноты: только бы все прошло благополучно! А потом так радостно стало на душе, не передать словами. Девочку приняла, здоровенькую, крепенькую…

В то время, объясняет, на Катанге рожали много, в год по полторы сотни родов. Тройню не принимала ни разу, а вот двойни случались. Нередки были случаи появления на свет богатырей весом больше пяти килограммов. Кирилл Сафьянников и Илья Антипин теперь взрослые, крепкие мужчины. Помнит акушерка и самую крошечную «дюймовочку». Девочка родилась чуть больше килограмма, и в первые же дни потеряла вес до 800 граммов. Выходили ее с трудом, а купать и вовсе, кроме Валентины Коненкиной, малышку никто не решался. Сейчас та малышка оканчивает школу. Красивая и умная выросла девушка.

Принимать роды Валентине Николаевне приходилось не только в центральном поселке, по вызовам она облетала всю Катангу. Тогда в райцентре работала геологическая экспедиция, вертолеты базировались в Ербогачене. Выполнение авиарейсов согласовывалось мгновенно: позвонили – загрузились – в путь. На всю жизнь запомнила случай, когда женщина родила в чуме. Рассказывает о нем, по-молодому сияя глазами:

– Звонок, вывозите роженицу! Мы полетели с молодым гинекологом. Я так жалею, что у меня не было с собой фотоаппарата! Подлетаем к Тетее, садимся на замерзшее озеро, а нам навстречу несутся, разбрызгивая снежные искры, олени. Сидит женщина, ее мать, муж, отец… Новорожденный в кузовке к спине оленя привязан. Я спрыгнула с вертолета, чтобы принять младенца, и по грудь утонула в снегу. Пришлось сначала меня откапывать, а потом уже роженице помощь оказывать…

Подобных случаев наверняка наберется еще немало, но о них Валентина Николаевна умалчивает из скромности. Говорит только, что с каждым годом все больше влюблялась в профессию. Не утомляли ни ночные смены, во время которых порой и присесть не удавалось, ни экстренные вызовы. После родов учила мамочек пеленать малышей, правильно прикладывать к груди, давала советы по уходу…

Каждую женщину акушерка старалась пропускать через себя, может быть, поэтому и возникала между ними особая близость и доверие, благодаря которым удавалось предотвращать трагические случаи и осложнения. Их, кстати, за всю многолетнюю практику у Валентины Коненкиной были единицы. Но после каждого несчастья она сама едва не умирала от горя.

Оглядываясь на прожитые годы, признается: ни разу не пожалела, что стала фельдшером-акушером, потому что считает свою профессию самой лучшей в мире. Сейчас, добавляет, работать стало проще: лучше диагностика, выявляемость осложнений, да и рожают гораздо меньше, многие стараются загодя вылететь в Иркутск, чтобы попасть в централизованные перинатальные центры. И все же, отправляясь на работу, Валентина Николаевна по-прежнему готова каждый день подставить свои руки, чтобы помочь родиться ребенку.

– Мне скоро 69. Устаю, здоровье подводит, – тяжко вздыхает, прощаясь. – Но случись что, конечно, сделаю все, что от меня зависит. Всего месяц назад пришлось принимать роды. Потом, правда, от такого волнения стало плохо: давление подскочило, сердце защемило – напряжение-то нешуточное! Но и радость неописуемая, совсем как после первых родов, которые я приняла. Самые прекрасные слова, которые существуют на свете, это: «Поздравляю! Вы стали мамой!» И я горда тем, что до сих пор могу произносить их первой.

Виновата любовь

Увидев, как исполняет национальный эвенкийский танец на фестивале «Байкальский Аргиш» Ольга Дуван, члены жюри заспорили. Представитель Якутии утверждал: окончит девушка академию культуры и вернется на родину, эксперт из Бурятии горячо протестовал: не отдадим, оставим у себя, и только руководитель эвенкийского центра Ербогаченского ДК Алла Шеметова посмеивалась в сторонку: «Ольга поедет к нам, ведь здесь замешана любовь!» Так и случилось.

– Если бы не познакомилась с Никитой, скорее всего, вернулась бы домой, – рассуждает Ольга. – Там все родное, любимое, знакомое с детства… А может, осталась бы в Улан-Удэ – там прошло студенчество… Но то, что ни про какой Ербогачен я в то время даже слыхом не слыхивала – совершенно точно.

Ольга из семьи кочевых эвенков. Мама была чумработницей (домохозяйкой по-русски. – Авт.), папа – оленеводом. Вместе с ними кочевали бабушка с дедушкой и немногочисленные семьи родственников. Детство провела в тайге среди оленей, а когда подросла, ее, как водится, отправили в интернат. Возвращалась к родным только летом. Дни считала, во сне видела, дождаться не могла, когда снова пробежит по траве, вдохнет пряный таежный воздух, погладит бархатные спины своих любимцев. Кстати, если кто-то нарисовал себе в мыслях чум из жердей, накрытых оленьими шкурами или корой, может тут же успокоить разыгравшуюся фантазию. Кочевые эвенки давным-давно уже живут в обычных брезентовых геологических палатках. И собирать-разбирать легко, и тепло хорошо держат. Танцевать Ольга любила с самого детства, как и ходить на охоту вместе с отцом. Когда в выпускном классе заявила, что поедет после школы учиться в Улан-Удэ, родные даже слова против не сказали. Знали, если их Ольга что-то задумала, все равно сделает по-своему. В академию культуры и искусства поступила играючи. Члены комиссии ухватились за талантливую абитуриентку обеими руками. Отдавала любимым танцам каждую свободную минутку, оставалась по вечерам, занималась дополнительно, совмещая учебу с работой в республиканском эвенкийском центре. Подруги посмеивались: так ты никогда замуж не выйдешь, все время у станка в танцзале! А она на удивление стала замужней дамой первой из их числа. Когда парень подруги познакомил ее со своим другом, мгновенно поняла: это судьба! Дрогнуло сердце и у Никиты Сычегира. Раздумывали молодые недолго. В июне 2013-го Ольга защитила диплом, а спустя месяц уже приехала с мужем к нему на родину.

Для девушки здесь сразу приготовили рабочее место, благо вакансий свободных на тот момент хватало, и Ольга тут же стала руководителем эвенкийского ансамбля «Дылачакан», что переводится с эвенкийского – «солнышко». Набрала для занятий три группы ребятишек с первого по 11 классы. Вскоре к детскому ансамблю добавился взрослый – «Укон».

– Мы разучиваем эвенкийские танцы с элементами современной хореографии, – рассказывает она. – Беру всех желающих, но в основном составе танцуют самые талантливые и способные. Невозможно сшить для всех концертные костюмы, вот и приходится выбирать 10–15 человек.

Репетиции у каждой группы проходят трижды в неделю, нагрузка огромная, но и заслугами хореографический коллектив может гордиться по праву. «Дылачакан» неоднократно становился победителем и призером районных областных, межрегиональных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Сама Ольга Сычегир в 2017 году стала призером областного конкурса «Лучший клубный работник», годом ранее завоевала первое место на областном фестивале «Икэнипкэ» в номинации «Игра на национальных инструментах».

Удивительно, но чем дольше Ольга работает в эвенкийском культурном центре, тем больше раскрываются ее таланты. Теперь она не только преподает хореографию, но и мастерит удивительные по красоте кумаланы (меховые коврики. – Авт.), делает украшения из бисера, кожи и замши. А в ближайшее время планирует начать обучать ребятишек игре на национальном эвенкийском музыкальном инструменте варган и бубнах, чтобы танцевать под их аккомпанемент.

– У нашей Оли просто золотые руки, – расхваливает коллегу Алла Шеметова.

На что та, скромно улыбаясь, оправдывается:

– Просто у нас в эвенкийском центре столько всего интересного, и не хочешь – начнешь творить. А может, мамины гены дают о себе знать…

Однако, вероятнее всего, у Ольги все так прекрасно складывается потому, что она очень счастлива. Рядом любимый муж, подрастает сынишка Станислав, ее любят и ценят коллеги, и поселок Ербогачен стал для нее настоящим домом.