13 марта 2019

Роспотребнадзор: Как разглядеть «кота в мешке»

«Квартиры в аренду: быстро и недорого», «Займы без проблем», «Два по цене одного», «Жилье без посредников», «Помощь в получении кредита». Ежегодно сотни граждан становятся жертвами охотников за легкими деньгами. Накануне Всемирного дня защиты прав потребителя сотрудники Управления Роспотребнадзора по Иркутской области рассказали, как разглядеть «кота в мешке» и не допустить ошибки при покупке товара или получении услуги.

В 2018 году в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступило 2734 обращения от потребителей. Чаще всего жалуются на риелторские услуги.

– За последнее время на рынке появилось много организаций, занимающихся информационно-абонентским обслуживанием. Они позиционируют себя как агентства недвижимости. В основном к ним обращаются те, кто находится в поиске аренды жилья, – говорит Нина Астраханцева, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. – Действуют такие организации по стандартной схеме. Клиент заключает договор и оплачивает определенную сумму денежных средств. Взамен ему предоставляется набор адресов, где жилье сдается по привлекательной цене. В присутствии потребителя арендодателю даже могут позвонить, тот подтвердит факт сдачи жилья в аренду. А когда потребитель прибывает по указанному адресу и пытается посмотреть жилье, то квартира закрыта, телефон не отвечает. В итоге человек оказывается ни с чем.

Стоимость услуги информационно-абонентских организаций – от 3500 до 6000 рублей. Люди, не получив жилья в аренду, пишут заявления на возврат денег, но им никто ничего не возвращает. Привлечь к ответственности такие организации сложно, поскольку в договорах прописано оказание именно информационных услуг. С юридической точки зрения документ составлен верно. Надзорные органы настоятельно рекомендуют гражданам быть бдительными и внимательными при заключении договоров в сфере аренды недвижимости. Кроме того, низкая цена услуги, как правило, является просто приманкой.

Появился новый вид оказания информационных услуг, которым спешат воспользоваться люди с не очень хорошей кредитной историей. Получив отказ по займу от банка, потенциальные заемщики ищут источники финансовых ресурсов.

– В поисках денег они обращаются в организации, которые позиционируют себя как компании, помогающие оформить кредит. На самом деле гражданин получает лишь консультацию по оформлению займа, а не сами деньги. Стоимость такой услуги – от 5000 до 10000 рублей. Ошибка та же самая – люди невнимательно читают договоры. По двум случаям удалось выиграть суд, пострадавшим было выплачено 5000 и 7000 рублей, – привела примеры Нина Астраханцева.

Зачастую в сети охотников поживиться за чужой счет оказываются пожилые люди. Так, осенью прошлого года на рынок вышли индивидуальные предприниматели по ремонту пластиковых окон. Они убеждали собственников жилья в том, что необходимо заменить резиновую прокладку, и продавали им этот товар в пять раз дороже обычных рыночных цен. В двух случаях были выиграны судебные дела, по третьему судебному иску заключено мировое соглашение.

– Еще одно нарушение, с которым сталкиваются наши потребители, когда продавцы навязывают излишние товары или услуги. Например, бабушка покупает сотовый телефон, а ее в магазине настоятельно просят приобрети еще и наушники, и защитное стекло, и чехлы и т.д. Но бабушке нужен только мобильный аппарат, а не иная атрибутика. Потребитель вправе отказаться от навязанных услуг или товаров, потребовав только тот товар, который ему нужен. Кроме того, внимательно проверяйте чек, не отходя от кассы. Если с чем-то не согласны, требуйте возвращения денег, – подчеркнула Нина Астраханцева.

В 2018 году в региональное Управление Роспотребнадзора поступило 13 обращений потребителей финансовых услуг на один из банков, который продавал векселя торговой компании стоимостью от 800 тыс. рублей. При этом в договорах не было указано, кто должен производить выплаты по ценным бумагам. По итогам проверки банк был привлечен к административной ответственности за обман потребителей. Один из вкладчиков смог даже выиграть суд, банк обязали выплатить ему стоимость векселя.

– Число обращений к нам потребителей снизилось на 27% по сравнению с 2017 годом. Причина – претензионный порядок. Изначально потребителям надлежит обратиться с заявлением к продавцу или исполнителю услуг, если их требования выполнены вне рамок закона или вообще проигнорированы, только в этом случае они могут написать претензию в Роспотребнадзор, приложив копию обращения к продавцу или исполнителю услуг, – отметила Нина Астраханцева.

Всего в прошлом году специалистами по защите прав потребителей в Приангарье было проведено 800 надзорных мероприятий, вынесено 902 постановления о привлечении виновных к административной ответственности, наложено 4,9 млн рублей штрафных санкций.

Другие материалы