Киренский Речной Порт - надежный фарватер речников

На сегодняшний день бренд «Киренский Речной Порт» объединяет группу компаний, успешно развивающих речные перевозки в бассейне реки Лена, перевозки по Северному морскому пути, а также перевозки автомобильным транспортом.

Более 120 лет назад именно в Киренском районе началась история речных предприятий Ленского бассейна. Время шло, менялся политический строй в стране, менялась структура речного транспорта на Лене. Неизменными оставались у речников любовь к своему делу, взаимовыручка, гордость за свою профессию и общая цель – крепить и множить судоходную мощь великой сибирской реки Лены.

От затона до порта

История возникновения ныне существующего Киренского Речного Порта началась в позапрошлом веке – с искусственного затона, принадлежавшего иркутской купеческой фамилии Громовых (сегодня это затон им. Тяпушкина). С 1893 года в затоне на зимний отстой ставили пароходы, производились работы по облуживанию речных судов. После Октябрьской революции и национализации частных предприятий затон увеличили и углубили. Он стал вмещать до 15 крупных судов. В конце 20-х годов он был еще увеличен и защищен. Здесь построили ремонтные мастерские с необходимым станочным оборудованием. Сформировалась полноценная Киренская пристань. Вначале Киренская пристань своего флота не имела, но ситуация менялась, и к 1953 году работа шла уже в режиме самостоятельного эксплуатационного предприятия.

Специфика работы Киренской пристани состояла в том, чтобы производить перевозку грузов как по реке Лена, так и по малым рекам – Киренге и Нижней Тунгуске, осуществлять переработку грузов кранами на всех причалах Киренского района. Кроме того, предприятие перевозило пассажиров на теплоходах трамвайного типа на участке Киренск – Усть-Кут и Киренск – Сполошино, а также в районе Киренска через Лену.

В 1933 году пристань имела в своем составе пять судов БТ-152, пароход «30 лет ВЛКСМ», 60-тонную баржу, дебаркадер и кран СБ-4. В 1956–1957 годах появились теплоход «Буревестник», теплоход «Стриж», буксирные теплоходы – «Отличник», «Ульяна Громова» и «Ухта». Перевозка пассажиров в районе города Киренска вначале производилась на весельных лодках, а с 1958 года – на перевозных катерах и паромах.

В 1959 году коллектив пристани организовал судоходство по Нижней Тунгуске на участке Подволошино – Ербогачен. Флот на эту реку завозили зимой через горы на санях тракторной тягой. В 1968 году в затоне отстаивалось уже 46 судов. Были построены слесарно-механические мастерские со станочным оборудованием. По итогам выполнения семилетнего плана Киренская пристань заняла первое место среди других пристаней Ленского пароходства.

В 1974 году Киренская пристань была преобразована в Киренский Речной Порт. Порт стал одним из градообразующих предприятий района. Были расширены пассажирские перевозки: на балансе стояло шесть теплоходов «Заря» и скоростное «Полесье», которые связывали районный центр Киренск с более чем 20 населенными пунктами по реке Лена и Киренга. Кроме того, ежедневно осуществлялись рейсы на Усть-Кут, через день – на Витим, плюс действовало паромное сообщение в самом Киренске. На балансе Киренского Речного Порта, кроме пассажирских теплоходов, значились три парома, буксиры, грузовой флот и 11 плавучих кранов. Киренский Речной Порт завозил 18 тыс. тонн угля в рамках Северного завоза, обеспечивал годовой запас продовольствия и топлива для Катангского района через пристань Подволошино. На пристанях поселка Мама и города Бодайбо осуществлялись погрузо-разгрузочные работы. За навигацию предприятие перерабатывало более 100 тыс. тонн тарно-штучных генеральных грузов, а также добывало для Киренска песчано-гравийную смесь в объеме 100 тыс. тонн. Численность работающих в порту в то время превышало 700 человек.

Развал производства, как и во всей стране, начался в 1992 году, когда произошло разделение Ленского объединенного речного пароходства на предприятия Республики Якутия и Иркутской области. Несколько лет практически все речные предприятия севера нашего региона находились в очень сложной ситуации. В Алексеевске, Киренске, Усть-Куте велась огромная работа по сохранению трудовых коллективов и флота. Зачастую единственным выходом из кризиса становилась процедура банкротства и реорганизации. Общие проблемы для отрасли не обошли стороной и Киренский Речной Порт. Но все же предприятие сохранилось. В 2015 году ООО «Терминал ВЛРП» выкупило имущество порта после процедуры банкротства. На этом все могло бы и закончиться, однако спустя два года учредителем было принято решение о восстановлении исторического названия для единого предприятия – Киренский Речной Порт.

«На плаву» вопреки кризисам

Сегодня в составе Киренского Речного Порта входит более 30 единиц флота: сухогрузов и буксиров, включая восемь единиц морских самоходных судов и два морских несамоходных судна, причальные хозяйства, плавучие краны, паромы, очистная станция и плавучий док для подъема судов для ремонта. Предприятие доставляет уголь в город Бодайбо в рамках осуществления Северного завоза, работает с лесозаготовителями, перевозя по реке древесину и пиломатериалы, занимается обслуживанием интересов наших соседей из Республики Саха (Якутия). Суда киренских речников везут продукты питания и энергоносители, три парома перевозят людей и автотранспорт в самом городе Киренске. Отдельное направление – морские перевозки в Арктике.

За навигацию 2018 года киренскими речниками перевезено 379 тыс. пассажиров и около 48 тыс. автомобилей. В рамках Северного завоза доставлено 125 тыс. тонн грузов, а всего переработано более 70 тыс. тонн груза. Помимо речных перевозок в зимнее время года предприятие занимается автомобильными перевозками, а также осуществляет ремонт своих судов и флота сторонних организаций.

Являясь социально ориентированным предприятием, Киренский Речной Порт постоянно оказывает помощь району в доставке дизельного топлива в отдаленные населенные пункты, шефствует над социальным приютом «Гнездышко», а начиная с прошлого года, осуществляет бесплатную перевозку пассажиров льготной категории на паромах.

Запас прочности предприятие сумело накопить благодаря строительству нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Выручку от большого объема грузоперевозок руководство компании вложило в капитализацию имущества, сумело восстановить флот. Сегодня Киренский Речной Порт намерен принять активное участие в строительстве нефтепровода «Сила Сибири».

Владельцы предприятия всегда направляли большую часть прибыли не на выплату дивидендов, а вкладывали ее в развитие флота, – подчеркнул директор Киренского Речного Порта Михаил Кожевников. – Именно такая тактика помогла сохранить производство и коллектив. Сегодня в речном порту работают 200 человек. И это только начало. У нас не практикуют сокращения людей, понимая, что квалифицированные кадры – дороже всего. А суда без людей – просто металл. В будущее мы смотрим уверенно: есть объемы грузоперевозок, флот подготовлен к работе, на берегу и на судах работают настоящие профессионалы своего дела. Впереди навигация, и мы приложим все усилия, чтобы она прошла успешно и стала очередным шагом в развитии нашего Киренского Речного Порта.

На правах рекламы