Учеба в одну смену: миф или реальность?

Правительственный час, включенный в повестку мартовской сессии Законодательного Собрания, был посвящен созданию новых мест в школах Приангарья, которые бы позволили перейти на односменный режим обучения.

Как сообщила депутатам областной министр образования Валентина Перегудова, правительством разработана региональная программа, цель которой – ввод в действие новых школ и переход на обучение в одну смену. Реализация программы должна происходить в три этапа. Первый – ликвидировать в 2018 году третью смену, второй – перевести к 2021 году обучение младших школьников (1–4 классы) и старшеклассников (10–11 классы) на одну смену, а третий этап предполагает перевод всех школ области, начиная с 2024 года, на односменное обучение.

Прирост населения

Первый этап успешно исполнен. Если еще в 2016 году 318 школ (40% от общего количества) имели трехсменное обучение, то уже в 2018/2019 учебном году, несмотря увеличение контингента учащихся на 25 тыс. человек, третья смена ликвидирована. Более того, в ряде районов: Мамско-Чуйском, Катангском, Усть-Илимском и городе Усть-Илимске обучение ведется в односменном режиме.

За последние годы до 5% сократилось число школьников, обучающихся во вторую смену в Зиминском, Аларском, Ольхонском, Заларинском, Черемховском, Осинском, Казачинско-Ленском, Тулунском районах и Саянске. А вот в Иркутском районе во вторую смену занимается более четверти учащихся, а в Иркутске и Тулуне еще больше – 30 с лишним процентов. Как пояснила министр, число мест в школах не в силах угнаться за приростом населения в этих населенных пунктах.

С момента начала реализации программы введено более 19 тыс. новых мест. Частично это было достигнуто за счет оптимизации, то есть использования пригодных для обучения помещений, но в большей степени за счет строительства новых школ.

С помощью федерального бюджета возведены две школы на 1275 учащихся в Иркутске и такая же в поселке Молодежный Иркутского района. В настоящее время приступили к строительству аналогичной школы в поселке Луговой Иркутского района. Новые учебные заведения открылись в Качуге, Заларях, Новочунке и Усть-Уде.

На текущий и будущий годы запланировано создание более 16 тыс. новых мест, половина из которых за счет ввода в эксплуатацию школ в селе Тутура Жигаловского района, поселках Баяндай, Куйтун, Покосное Братского района и городе Ангарске. На строительство, ремонт и реконструкцию общеобразовательных организаций выделяется более 3,6 млрд рублей.

Сколько новых мест надо создать

Министр заверила председателя комиссии по контрольной деятельности Тимура Сагдеева, что школа в Нижнеудинске, о строительстве которой он неоднократно поднимал вопрос, включена, согласно поручению губернатора, в план текущего года, так же как школа в Слюдянке, судьбой которой поинтересовалась депутат Галина Кудрявцева.

Отвечая на вопрос зампредседателя комитета по социально-культурному законодательству Ольги Безродных: сколько необходимо создать учебных мест для перехода на односменное обучение по всей области, Валентина Перегудова сказала, что сейчас во вторую смену ходят более 50 тыс. учащихся. Соответственно, столько нужно создать и новых учебных мест.

Переход на односменный режим обучения, по мнению Ольги Безродных, потребует не только расширения количества мест, но и увеличение педагогических кадров. Какие меры принимает минобр, спросила она, для решения этой проблемы.

Меры разные, – рассказала министр. – Разработана целая программа, согласно который выпускники вузов, изъявившие желание поехать в северные сельские районы, получают подъемные в размере 25 тысяч рублей. Начиная с 2012 года 25 молодых специалистов, выигравших конкурс, получают по 1 миллиону рублей. Принято решение производить единовременные выплаты по 10 тысяч рублей учителям и воспитателям ко дню их профессиональных праздников. Благодаря поправкам, внесенным депутатами в прошлом году в областной закон об образовании, студенты, заключившие договор на целевое обучение, получили возможность на повышенную стипендию в размере 3 тысяч рублей. Пополняют ряды учителей и люди технических специальностей, пройдя переобучение по программе «Крутой учитель».

Депутат Галина Кудрявцева предложила предусмотреть при возведении школ строительство при них и теплых гаражей, а также оборудовать гаражи и уже в действующих образовательных организациях, где осуществляется подвоз детей.

Министр пообещала выделить дополнительные средства промышленному колледжу в Усть-Куте, на плачевное состояние материально-технической базы которого обратил внимание депутат Дмитрий Бриток. Он же, ссылаясь на острую нехватку педагогических кадров в северных территориях, предложил возродить отработку выпускников вузов.

– Это невозможно, – заявила министр. – Но президент сказал, что будет разработана программа «Земский учитель» по примеру «Земского доктора». Может, это позволит насытить север и сельские территории педагогами.

Вице-спикер Кузьма Алдаров отметил необходимость активного участия области в федеральных программах и национальных проектах. В частности, его интересовало, получает ли область федеральные средства на ремонт спортзалов в сельских школах. Как заверила министр, область уже четвертый год входит в программу, и ремонт спортзалов финансируется из федерального бюджета.

Тиражировать удачные проекты

Как считает областной министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина, есть способ убыстрить строительство школьных зданий. Для этого не надо готовить новые проекты, а воспользоваться старыми, уже апробированными и доказавшими свою эффективность.

– Например, удачным оказался проект школы на 250 мест в Свирске и на 550 мест в Саянске. Почему бы их не тиражировать? Нам нужен и небольшой универсальный проект школы-сада для сельских территорий, который бы оставалось только привязать к местности.

По мнению депутата Антона Романова, в последнее время ударились в гигантоманию, возводятся школы в тысячу и более учащихся.

– Известно, что наиболее эффективно воспитательный процесс идет в школах средних, рассчитанных на 500–600 человек. Там и директор, и завуч по воспитательной работе знают всех учеников. Создается эффект семьи. А мы почему-то отдаем предпочтение мегашколам, где ученик просто теряется.

Министр заверила, что основная ставка делается как раз на школы средней вместимости. Крупные, на тысячу и более учеников, возводятся только в Иркутске и Иркутском районе. Связано это с дефицитом земельных участков и большим количеством учеников.

Действительно, сказал в своем выступлении и.о. заммэра Иркутска Валерий Барышников, по прогнозу, учитывающему уровень рождаемости и миграции, количество школьников к 2025 году увеличится на 16 тыс. человек и составит более 95 тыс. По его словам, без финансовой поддержки со стороны области муниципалитет не сможет выполнить поставленную задачу по переходу на односменное обучение.

В такой же ситуации находится и Иркутский район. Как сообщил первый заммэра района Игорь Жук, до 2024 года планируется ввести в эксплуатацию более 3 млн кв. м жилья, соответственно, увеличится и количество жителей муниципалитета.

В принятом по итогам правительственного часа постановлении намечены пути обеспечения новыми местами общеобразовательные организации. Рекомендовано разработать и утвердить в рамках областной программы «Развитие образования» подпрограмму, направленную на решение вопроса обеспеченности педагогическими кадрами, предусмотрев мероприятия по закреплению педагогических кадров в сельской местности и малых городах.

По предложению вице-спикера ЗС Александра Ведерникова в постановление включена рекомендация областному правительству рассмотреть возможность предоставления муниципальным образованиям субсидий на подготовку проектно-сметной документации для строительства новых школ в случае их включения в рейтинг регионального министерства образования.