Сергей Шишкин: Пока дискуссия есть в парламенте, ее нет на улицах

«С моим приходом в парламент начнется новая эра», – об этом заявил Сергей Иванович Шишкин, когда за него проголосовали 36 депутатов. Он был назначен спикером 18 апреля 2002 года. Новоизбранный председатель ЗС пообещал, что не просто прекратит бессмысленные политические стычки между депутатами, а поможет каждому из них максимально раскрыть свой потенциал.

– Сергей Иванович, третий созыв формировался из одномандатников, позднее в областной парламент стали набирать депутатов по партийным спискам. Как вам удавалось сохранять баланс интересов в Законодательном Собрании?

– Парламент – это не заводоуправление и не канцелярия. Это орган, который достаточно четко и адекватно конструирует в виде правовых решений возможности власти и чаяния населения. Сложность в том, что «хотелок» много, а возможности всегда ограничены. Поэтому находить золотое сечение в этом движении – даже не наука, а искусство. Сегодня можно договариваться с руководителями фракций, а мне как спикеру надо было выстраивать конструктивный диалог с каждым депутатом. В моем понимании одномандатный округ – идеальная модель регионального парламентаризма. Когда у депутата есть повседневный контакт с избирателями, у него совсем другие настроение и мотивация для голосования за тот или иной законопроект.

– В своих интервью вы не раз признавались, что были сторонником того, чтобы мэры городов и районов входили в состав областного парламента. Почему?

– Мое глубокое убеждение, что мэры являются носителями интегрального осмысления, происходящего в сфере местного самоуправления. Ни директор завода, ни председатель колхоза, ни коммерсант, ни даже юрист не знают подробности о повседневной жизни в муниципалитете. Поэтому всячески старался мотивировать на законотворчество именно глав территорий. Например, мэр Ангарска Евгений Канухин в соавторстве с депутатом Геннадием Нестеровичем подготовили закон о городских лесах. Вместе с Борисом Говориным, который в то время был еще мэром Иркутска, подготовили законопроект. Нам удалось обосновать дополнительное финансирование из регионального бюджета для Иркутска, который выполняет функции областного центра. Но потом законодательство изменилось, и мэров перестали избирать в Заксобрание.

Хочу отметить, что как спикер я настаивал на том, чтобы каждый депутат подготовил один авторский законопроект. Так, депутат Валерий Лукин написал закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, а Антон Романов – о народной дружине. Всего было подготовлено 20 законов, у которых была иркутская прописка и свои авторы.

– Широкий общественный резонанс имели подготовленные вами законопроекты, в том числе так называемые закон о рынках и закон о земле. Но оба были отклонены губернатором. Почему?

– Начало 2000-х годов – время, когда рыночное движение в стране только зарождалось. В сфере торговли царил полный бардак: обсчет, обвес, кражи. От людей в адрес депутатов было много жалоб, просьб о помощи. Необходимо было упорядочить ситуацию. Введение недвусмысленных правил поведения для всех участников рыночной торговли помогло бы избежать конфликтов и снизить коррупцию. Закон был принят, но через суд его оспорила исполнительная власть. Губернатор считал его нецелесообразным и противоречащим федеральному законодательству.

Много дискуссий было вокруг закона «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». Это земля, на которой возведены промышленные предприятия. На ней невозможно что-то еще построить или использовать для ведения сельского хозяйства. Уточню, что цену на землю устанавливало руководство местного самоуправления, а мы принимали коэффициенты, учитывающиеся при установлении окончательной цены. То есть чем выше мы установим коэффициент, тем дороже будет земля. Большинство депутатов не согласилось с предложенными коэффициентами, потому что считает их завышенными.

Мы были романтиками, думали, что когда государственное станет частным, то рынок все отрегулирует. Когда люди покупали здание, то были уверены, что приобретают и землю под фундаментом. Но им предложили выкупить землю отдельно. Естественно, все расходы собственники закладывали в стоимость товара или услуги, что отражалось на кармане рядового потребителя. Депутаты этому воспротивились, подготовили законопроект. Губернатор наложил вето на наш закон, мы его преодолели. Комиссия должна была пересмотреть коэффициенты, но этого не произошло.

Надо сказать, что все свои законотворческие инициативы я черпал из жизни. Поэтому за период руководства областным парламентом объездил всю область. Законодатель, на мой взгляд, должен четко понимать, какие именно требуется принять законы, чтобы оказать адресную помощь.

– А что вы могли бы отнести к своим безусловным заслугам на посту спикера?

– Именно при мне была создана дееспособная пресс-служба Законодательного Собрания. Я считал, что жители Иркутской области, наши налогоплательщики, имеют право получать достоверную информацию о деятельности парламента. При этом стремился, чтобы освещалась деятельность отдельных депутатов, если у них есть что сказать. Я никого не ревновал и не фокусировал внимание только на своей персоне. Чем ярче парламент, тем ярче будет его лидер.

– Что могли бы пожелать депутатам следующих созывов?

– Всем депутатам будущих созывов желаю не забывать про сессионную дискуссию. В решении парламента нужно стараться аккумулировать мнения разных людей, ведь все мы являемся носителями разных знаний и опыта. Если человек не играет и не спекулирует, а высказывает свои мысли, к нему следует прислушиваться. Когда идет работа только локтя, выхолащивается всякий смысл парламента. Если дискуссии нет в парламенте, она начинается на улицах.