Дом Рассушина: история с продолжением

На прошлой неделе Иркутский областной суд отменил приказ Службы по охране объектов культурного наследия об отказе во включении выявленного объекта «Жилого дома А.А. Рассушина, известного иркутского врача» в реестр памятников истории и культуры народов РФ. И хотя сейчас на сторону памятника встал закон, его спасение от сноса можно смело назвать заслугой неравнодушной общественности Иркутска.

Напомним, что скандал с домом Аркадия Рассушина, расположенным по адресу: бульвар Гагарина, 32, разгорелся в мае 2018 года. Тогда был опубликован приказ о его не включении с реестр памятников. Решение об этом принято на основании акта государственной историко-культурной экспертизы, который составила федеральный эксперт из Выборга Юлия Куваева. Она оценила памятник как «тривиальную застройку в духе эклектики. Целостность застройки, ее средообразующая роль утрачена, декор утрачен на 90%, оформление фасадов, внутренняя планировка искажены. Состояние дома, который не отапливается уже много лет, плачевно: половина дома просела, нижние венцы прогнили, кровля переделана». Словом, ценности, по ее мнению, памятник не представлял.

Такая оценка и угроза того, что особняк будет снесен, всколыхнули всех неравнодушных к судьбе деревянной застройки граждан. Состоялось несколько пресс-конференций общественной организации «Наследие» и бывшего председателя общественного совета при службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области Марка Мееровича. Возле памятника проходили пикеты и сбор подписей в его защиту, которые были направлены губернатору Сергею Левченко. Правомерность решения об отказе во включении в реестр памятников оспорили в суде, первое заседание которого прошло 25 октября.

Протесты, к которым присоединились известные архитекторы, общественные деятели и обычные граждане, на мой взгляд, повлияли на то, что собственник ООО «Новый берег» не снес памятник до решения суда, – считает историк, член правления «Наследия» Алексей Петров. – Ведь этот дом по-настоящему интересен, тем более что сохранилась вся его основная планировочная структура. Причем его внешний вид, несмотря на заключение эксперта, вполне сносный. Конечно, уже давно были утрачены пристройки и часть деревянных перегородок, заложено два внутренних дверных проема, расширено крыльцо с южной стороны с изменением входа. Но историки предполагают, что дом построил старший брат врача Владимир Рассушин, один из самых известных и уважаемых архитекторов конца XIX – начала XX веков, который сначала проектировал дома в Иркутске, а в 1922–1934 годах был главным архитектором Харбина.

По словам Алексея Петрова, сведений о первых владельцах усадьбы нет. Известно, что в 1901–1909 годах хозяйкой этого участка была Антонина Шишелова.

В 1909 году усадьбу по улице Набережной, 32 выкупил Аркадий Рассушин, – рассказал Алексей Петров. – Он начал свою медицинскую деятельность в 1895 году врачом по женским и детским болезням, имел богатую врачебную биографию. Долгое время был директором и врачом Базановского воспитательного дома, работал в родовспомогательном отделении. Также был активным членом общества врачей Восточной Сибири, гласным иркутской городской думы, входил в комиссию по улучшению улиц и площадей. В советское время Рассушин долгие годы работал хирургом в железнодорожной больнице. В 1935 году признан старейшим медицинским работником в городе, и 40-летие его профессиональной деятельности чествовал коллектив Центральной поликлиники.

Дом Аркадия Рассушина – это деревянный одноэтажный дом Г-образной формы, в котором жила одна семья с прислугой. В оформлении фасадов дома были применены наличники оконных проемов с «ушками» и замковым камнем, филенчатые ставни и двери, профилированный карниз с модульонами. Самый старый из сохранившихся планов дома датируется 1934 годом. Главный вход в жилую часть – со стороны улицы Набережной. Поднявшись по крыльцу, через сени попадали в коридор, разделявшийся на две части. По обеим сторонам от него располагались жилые комнаты хозяев, отапливаемые печами. Через комнату в восточной части здания был проход в небольшую спаленку с печью. По разным сведеньям, Аркадий Рассушин проживал в доме до 1946 года, после чего у особняка появились новые хозяева. Они часто менялись, пока в 2006 году его не купил московский предприниматель Артем Кушнир.

С той поры и начались письма в службу с просьбой вывести усадьбу из списка охраняемых государством объектов, – отметил Алексей Петров. – Два года назад Кушнир продал земельный участок с усадьбой ООО «Новый Берег».

Дальнейшая судьба памятника, по словам руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Андрея Фоменко, будет решаться в правовом поле:

– После вступления решения суда в законную силу служба назначит повторную государственную историко-культурную экспертизу по дому Аркадия Рассушина. Отдельно отмечу, что в настоящее время у нас сложилась следующая практика: акты экспертиз, которые к нам поступают, мы одновременно с размещением на сайте для обсуждения направляем всем членам общественного совета службы. Как правило, они пишут нам свои предложения и замечания по этим экспертизам. Во исполнение частного определения суда мы планируем утвердить сложившийся порядок рассмотрения службой и членами общественного совета актов государственных историко-культурных экспертиз соответствующим распоряжением. В нем мы дополнительно отразим, что в случае поступления двух актов по одному объекту с противоположными выводами служба вынуждена отказывать в согласовании этих актов, так как будет назначена повторная экспертиза за счет средств бюджета.

Эти меры приняты службой, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить памятники от угрозы их уничтожения.