Выставка к 80-летию победы на Халхин-Голе открылась в Иркутске

Страна синего неба

Что общего у велосипеда и вазы династии Мин? Поразмышлять об этом можно в галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея. Здесь открылась выставка «Страна синего неба» современного монгольского художника Ойлана Жанатхана. Она приурочена к 80-летию победы на реке Халхин-Гол.

Специально к открытию выставки музей презентовал отремонтированный зал площадью около 100 кв. метров. Именно благодаря дополнительному пространству удалось удобно расположить экспозицию работ Ойлана Жанатхана. Ведь кроме 40 живописных полотен, созданных в кобальтовой гамме, здесь представлена инсталляция, которая поможет зрителям полностью погрузиться в мир образов автора.

Проникнуть в них можно через небесную калитку, за которой – все тот же бело-кобальтовый фарфоровый сосуд, что и на картинах художника, только уже в натуральную величину. Эффектности экспозиции добавляет монгольская юрта в синем цвете, внутри которой можно увидеть элементы ее традиционного убранства все в том же оттенке. Тотальный кобальт и на картинах автора, который пишет в этом цвете уже более 10 лет.

Выставка не случайно называется «Страна синего неба», – отметил Ойлан Жанатхан. – Конечно, это, прежде всего, отсылает нас к тенгри Бескрайнего Синего Неба, которое почитали еще наши предки. Кроме того, небо – это то, что объединяет все народы мира. Обычно о Монголии думают только как о стране кочевников, но наши предки были носителями великой культуры. И я хочу быть ее продолжателем и показать всему миру наше искусство.

Кстати, чего-чего, а обычной Монголии на картинах Ойлана Жанатхана вы не увидите. С его полотен на вас выплеснется мировой океан с его обитателями, фантастические животные, герои древнегреческих и буддийских мифов и даже современные предметы, как, например, магнитофон. Одно из центральных произведений художника «Страна», по словам автора, символизирующее Монголию, тоже далеко от стереотипного восприятия. Хотя, возможно, он имел в виду небесное воплощение своей родины, ведь герои этой картины буквально парят в облаках.

Все то, что я пишу, приходит ко мне свыше, – признается Ойлан Жанатхан. – Само небо посылает мне эти образы во сне. Я просыпаюсь и запечатлеваю их на холстах. Потом смотрю и сам удивляюсь тому, что написал.

В постмодернистских произведениях Ойлана Жанатхана действительно сильны сюрреалистические традиции. Одна реальность его полотна может содержать десятки предметов и образов из разных культур. При этом автор отмечает, что не все предметы здесь такие, какими мы привыкли их воспринимать.

– В моих работах часто возникают сине-белые вазы, которые мы привыкли ассоциировать исключительно с китайской культурой, однако расписывать фарфор таким образом в Поднебесной начали именно во время правления маньчжурской династии Цин, – пояснил Ойлан Жанатхан.

Нужно отметить, что Иркутск – второй город России, после Улан-Удэ, где демонстрируются работы автора. Художник впервые представляет свои произведения в нашей стране. Однако за рубежом он уже широко известен. Его персональные выставки состоялись в Турции, Франции, Германии, Казахстане, Америке, Венгрии, Испании и Ирландии. Ойлан Жанатхан является лауреатом Пекинской биеннале, участником биеннале современного искусства Кванджу (Южная Корея) и других международных выставок.

В Иркутске выставка будет работать до 19 мая. Потом отправится в Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург и Владивосток.