Выставка «Сибирь – Дальний Восток» вернулась в Иркутск до 23 июня

О чем молится последний шаман и молчит сфинкс? Куда ведет загадочная железная дверь? И как испытать ощущение полета? Ответы на эти вопросы можно узнать на выставке «Сибирь – Дальний Восток», которая открылась в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева.

– Экспозиция объединяет лучших художников двух крупнейших регионов России, эти работы прошли серьезный отбор, прежде чем попасть на выставку, – рассказала научный сотрудник Иркутского художественного музея Алина Свердлова-Александрова. – Вообще, у этой выставки солидная история – в 1956 году она проходила в Иркутске, а в 1966-м – в Тюмени. В 2015 году лучших художников Сибири и Дальнего Востока увидели зрители Красноярска, а в августе 2016 года международная выставка с этим названием была открыта в Государственном художественном музее города Нинбо в КНР.

В залах музея можно увидеть произведения 50 авторов из 10 регионов России. Многие из них участвовали во всероссийской выставке «Россия XIII», которая в начале 2019 года прошла в Центральном доме художника в Москве. В экспозиции есть творения иркутских авторов. Среди них – живописная работа «Светлое будущее» Александра Имедеева, на которой – железная калитка, а за ней – кромешная тьма. А картина Анатолия Погребного «Ожидание» – групповой портрет женщин его семьи, сидящих за столом. Задумчивые дамы, застывшие на картине, словно отсылают зрителей к другой эпохе и вызывают в памяти произведения малых голландцев и художников эпохи Возрождения. В экспозиции также есть произведения и других иркутских авторов, однако зрителям наверняка будет интересно увидеть работы авторов из других регионов.

Мы видим, что многих художников интересует этническое искусство. Они посвящают свои работы шаманам, изображают сакральные символы, – отметила Алина Свердлова-Александрова.

Как в полиптихе «Последний шаман» народного художника РФ Константина Кузьминых из Магадана. На картине фигура человека, стоящего спиной к зрителям и облаченного в ритуальный костюм. Его тело словно растворилось во тьме. На десяти небольших картинах, выстроенных в две линии, по обе стороны полотна изображены металлические онгоны (духи) – покровители шамана.


«Последний шаман» народного художника РФ Константина Кузьминых.

Его земляк Валентин Шешуков представил на выставке искусные произведения малой пластики из мрамора: «Чужой», «Хариус», «Испуганные умки». Вообще в экспозиции немало интересных скульптур. Среди них изображение кошки породы «Сфинкс» красноярского скульптора Александра Ткачука, барашек «Золотое руно» бурятского автора Эрдэма Цыбикжапова, «Супрематические девы» иркутского художника Андрея Поляницы и другие произведения.

В экспозиции даже есть станковая мозаика, которая размещена прямо на полу, что выглядит вполне логично, ведь на работе Андрея Козлова из Омска «Омовение» изображены ступни. Эту же часть тела, но уже обутую в ботинки, на фоне вида, открывающегося пассажирам канатной дороги, можно увидеть на живописном полотне «Ощущение полета» Елены Летко-Ярославцевой из Новосибирска. В произведении «Ожидание состояния» ее коллега Мария Холмогорова из Владивостока запечатлела художницу в поисках вдохновения на фоне стада коров. Грандиозный полиптих «День бега» народного художника РФ Михаила Омбыш-Кузнецова из Новосибирска изображает прекрасных спортсменок на соревнованиях.

На выставке, которая будет работать до 23 июня, можно увидеть еще немало интересных сюжетов, необычных техник и неожиданных интерпретаций предметов и явлений.