Сохранять – значит действовать

На территории природного заказника «Туколонь» сложилась чрезвычайная ситуация, которая требует незамедлительных действий по защите леса. К такому выводу пришли участники расширенного заседания трех комиссий общественной палаты Иркутской области – по региональному и экономическому развитию, экологии и охране окружающей среды, правам человека и контролю над деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Государственный природный заказник «Туколонь» расположен в Казачинско-Ленском районе Иркутской области. Его площадь составляет более 100 тыс. гектаров. Особый режим природопользования установлен здесь с 1976 года для сохранения ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении исчезающих видов животных и растений. Заказник играет важнейшую роль в жизнедеятельности уникальной экологической системы Байкальской природной территории.

Особый режим предусматривает меры по ограничению пребывания в лесу, сбору дикоросов, охоты на обитателей тайги. Однако за последнее время нарушения статуса охраняемой территории со стороны местного населения и туристов стали все более распространенными. Огромный вред нанесли лесные пожары, после которых были назначены санитарные рубки. Результаты наблюдения экологов за состоянием территории показали, что большие участки лесных массивов поражены стволовыми вредителями, которые активно распространяются на здоровые деревья.

Факторы риска

Чтобы определить степень ущерба, нанесенного природе, региональная общественная палата решила провести обследование территории заказника. В состав рабочей группы вошли представители министерства лесного комплекса Иркутской области, территориального филиала ФБУ «Российский центр защита леса», научного сообщества и общественных организаций. О результатах наблюдений на расширенном заседании рассказал заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Александр Луценко.

Он сообщил, что члены рабочей группы побывали на трех участках заказника, изучили состояние деревьев, земляного покрова и пришли к выводу, что в «Туколони» сложилась чрезвычайная экологическая ситуация. В результате пожаров появились сухостойные деревья, многие из которых падают на землю под воздействием ветровой нагрузки. Развивается процесс усыхания живых лесных насаждений, зараженных стволовыми вредителями. Деревья подвержены таким серьезным болезням, как смоляной рак, на срезах стволов, пострадавших от огня, обнаружены следы копоти и гнили.

– Там, где проводились санитарные рубки, остались отходы древесины, которые не только засоряют территорию, но и создают благоприятные условия для развития серьезных болезней леса. Границы очага поражения стволовыми вредителями расширяются. По общему мнению членов рабочей группы, необходимы срочные меры для спасения территории от очень серьезных последствий антропогенного воздействия на природу, – резюмировал Александр Луценко.

Недоступная территория

Александр Зверев, директор «Центра защиты леса Иркутской области» высказал мнение, что на возникновение чрезвычайной ситуации в заказнике «Туколонь» в первую очередь повлияли лесные пожары. По данным космической съемки, площадь таежных массивов, пострадавших от огня, составляет более 20 тыс. гектаров. Это территория будет расширяться за счет повреждения сохранившихся деревьев стволовыми вредителями, если не принять решительных мер для спасения заказника.

Наиболее эффективным способом предотвращения гибели леса Александр Зверев назвал санитарные рубки. Они были проведены в заказнике в прошлом году, но после проверок Байкальской природоохранной прокуратуры, были остановлены. В действиях организаций, занимавшихся выполнением этих работ, правоохранительные органы усмотрели нарушения законодательства, что и послужило причиной прекращения рубок. С тех пор территория заказника остается недоступной для лесников, которые не имеют возможности вывезти остатки древесины. Все обращения в правоохранительные органы за разрешением о проведении уборки территории остаются без внимания.

– Такая ситуация представляет серьезную опасность с точки зрения формирования условий для возникновения новых пожаров на территории заказника, – отметил начальник отдела охраны и защиты лесов министерства лесного комплекса Иркутской области Артем Поземин. – Порубочные остатки будут способствовать распространению огня, справиться с которым с учетом трудной доступности территории для пожарной техники будет очень непросто.

Рубить или не рубить

За расширение площади сплошных санитарных рубок выступил член комиссии по экологии и охране окружающей среды Сергей Апанович. В особенности это должно коснуться территории Слюдянского и Ольхонского районов, где большое количество леса пострадало от сибирского шелкопряда, бактериальной водянки. Этот лес должен быть вырублен, чтобы избежать заражения других насаждений, а также в целях профилактики возникновения пожаров. Рубки являются единственной мерой для спасения, поскольку применение химических препаратов для борьбы с вредителями леса в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено.

Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексей Калинин обратил внимание на участившиеся факты использования санитарных рубок для заготовки здорового леса и его последующей продажи. Такая схема стала источником обогащения для многих недобросовестных лесозаготовителей. По словам прокурора, в прошлом году было выявлено 28 фактов необоснованного назначения санитарных рубок на площади 408 гектаров. Ущерб от срубленной древесины составил 1 млрд рублей.

Принципиальное решение этой проблемы предложил заместитель председателя комиссии по правам человека, общественному контролю над деятельностью правоохранительных органов и силовых структур общественной палаты Владимир Татарников. По мнению юриста, корень зла состоит в том, что к санитарным рубкам привлекаются частные структуры, деятельность которых трудно контролировать, а основной целью является извлечение прибыли. Для изменения ситуации следует законодательно предоставить право проведения рубок государственным унитарным предприятиям. Тогда вред природе будет минимизирован, а доход от реализации полученной древесины поступит в государственную казну.

Впрочем, у специалистов-лесопатологов на это есть возражения: «товарное состояние» и «здоровый лес» – понятия не равнозначные. Если санитарные рубки зараженных деревьев начать, пока они еще не усохли, пораженная вредителями нижняя часть ствола (это не более двух метров) убирается, все остальное можно использовать как деловую древесину. В этом случае ликвидным остается 60–70% вырубленного леса. Начни оздоровительные мероприятия годом позже, в дело может пойти от силы 14%. То есть налицо серьезные финансовые потери лесхозов, через которые реализуется после санитарных рубок древесина, сохранившая товарные свойства. А ведь на деньги от продажи подобного леса и проводятся все работы: собственно санитарные мероприятия, очистка территории, лесовосстановление, охрана от пожаров, на них покупается бензин, запчасти для техники.

Палата рекомендует

Участники заседания подробно обсудили меры, которые необходимо принять, чтобы преодолеть чрезвычайную ситуацию, сложившуюся на территории заказника «Туколонь». Необходимым шагом должна стать очистка территории заказника от порубочных остатков и поваленной древесины. С этой целью решено направить в Следственное управление СК РФ по Иркутской области обращение о предоставлении возможности провести мероприятия по очистке лесосеки и подъездных путей и подготовке почвы для лесовосстановительных мероприятий.

Признано целесообразным провести дополнительное лесопатологическое обследование участков леса, пораженных древесными вредителями и пожарами, силами специалистов «Центра защиты леса Иркутской области». Это позволит дать глубокую и объективную оценку состояния лесных насаждений, подготовить реестр участков, где необходимо лесопатологическое обследование инструментальным способом.

Защищая интересы природы, надо проявлять комплексный подход. Об этом говорится в обращении членов палаты к региональному министерству природных ресурсов и экологии, а также министерству лесного комплекса. По мнению общественников, этим ведомствам необходимо разработать дорожную карту по предотвращению чрезвычайных ситуаций в особо охраняемых территориях федерального и регионального значения.

Только факты 

Ситуация вокруг заказника «Туколонь» развивается на фоне позитивных изменений в лесном комплексе Иркутской области.

В 2015 году губернатором Иркутской области поставлена задача по выводу лесной отрасли из теневой зоны. В результате принятых мер:

  • налоговые отчисления от лесной отрасли выросли на 7 млрд рублей;
  • область стала пилотным проектом по чипированию – маркировке древесины;
  • сократились пункты отгрузки древесины;
  • введен электронный учет;
  • введены идентификационные карты, которые позволяют эффективно выявлять и ликвидировать схемы и места незаконных рубок.

Выросли индексы промышленного производства: по обработке древесины и производству изделий из дерева на 7,6%, по производству бумаги и бумажных изделий, в том числе целлюлозы и древесной массы, – на 3,4%.

Успешную работу в Иркутской области неоднократно отмечал заместитель природных ресурсов и экологии РФ Иван Валентик.

Важно, что принятые меры привели к значительным потерям доходов криминального бизнеса.