Споры вокруг мусорной реформы

В ходе 16-й сессии Законодательного Собрания прошел муниципальный час о работе системы обращения с коммунальными отходами в регионе.

Мы уже не первый раз поднимаем эту тему, – отметил спикер ЗС Сергей Сокол. – Она продолжает оставаться актуальной. Надо обсудить, какие шаги требуется предпринять, чтобы люди не страдали от мусорной реформы.

Как рассказал председатель думы Иркутского района Александр Менг, в поселениях, где в основном индивидуальная жилая застройка, на протяжении многих лет была отработана система пакетного сбора. Она разрешена наряду с контейнерной постановлением правительства РФ еще в 2016 году. Но региональный оператор по южным районам области ООО «РТ-НЭО Иркутск» заявляет, что единственный способ вывоза отходов – с площадок, оснащенных контейнерами и бункерами.

Почему-то соседняя Бурятия ввела у себя альтернативный способ вывоза мусора. Там пакетный сбор применяется наряду с контейнерным. Население самостоятельно оборудует места для складирования отходов. В самом Улан-Удэ, насчитывающим 500 тысяч жителей, имеется две мусоросортировочные станции, перерабатывающие 120 тыс. тонн мусора в год. Их правительство республики передало в распоряжение регионального оператора. У нас проблемы с ТКО накапливаются, а путей решения нет.

О необходимости сохранения пакетного сбора мусора говорила и глава Речушинского сельского поселения Нижнеилимского района Оксана Короткова. Это обкатанная технология, считает она, позволит муниципалитетам сэкономить на оборудовании ненужных контейнерных площадок.

Представитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» Юрий Кравченко сослался на то, что в дальнейшем планируется перейти на раздельный сбор мусора, а при пакетном его осуществить невозможно. К тому же в тарифе не заложен платный сбор, а главное – он плохо поддается учету.

В Саянске, как сообщил председатель городской думы Юрий Перков, с вывозом мусора у населения все обстоит благополучно. В городе еще до реформы имелась развитая контейнерная инфраструктура – более 500 контейнеров, к ней региональный оператор добавил еще 400 новых. А вот с вывозом картонной упаковки торговых комплексов проблема. Раньше это осуществлял бесплатно индивидуальный предприниматель, увозя макулатуру в Ангарск на вторичную переработку. Сейчас занимается региональный оператор, значительно завышая объемы. Специально проведенный замер одного из торговых комплексов показал, что в течение месяца было вывезено 9 кубометров картона и бумаги, а счет предъявлен на 100 кубов.

Мы считаем, что оплату надо производить по факту, а не по годовому нормативу, – сказал Юрий Перков.

Его поддержал и депутат Законодательного Собрания Евгений Сарсенбаев, считающий, что подход, существующий сегодня к вывозу мусора, не отвечает политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Еще одну претензию предъявил мэр Саянска Олег Боровский:

Нормативы для коммерческих предприятий снизили, но одновременно почти в два увеличили площадь. Если раньше в нее входила только площадь торговых залов, то сейчас включили складские и подсобные помещения вплоть до коридоров.

Как сообщила представитель Иркутского центра защиты прав граждан Евгения Комиссарова, с начала года поступило много обращений от населения:

Жители поселков не понимают, почему должны платить, если мусор в основном сжигается в печках, а горожане платят за вывоз мусора, за содержание площадок, а многие управляющие компании собирают плату и за вывоз крупногабаритного мусора. Люди не понимают, почему мусор производят квадратные метры, а не люди.

Как выяснилось, в настоящее время ряд муниципалитетов начинает самостоятельно менять тарифные правила. Так, с 1 июля 2019 года Братск, Саянск, Тайшет перейдут к системе расчета, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении.

По мнению Алены Белозерцевой, старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в первую очередь необходимо обратить внимание на строительство объектов по сортировке, переработке и утилизации коммунальных отходов:

Их сегодня просто нет в области. Упор делается на создание полигонов. Но полигоны не решают проблему утилизации отходов. Отходы, захороненные в землю, по-прежнему оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Надо продумывать инвестиционную политику, вкладывать средства в строительство заводов по переработке мусора.

Представитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» Юрий Кравченко в основном остановился на общих задачах мусорной реформы, упирая на действующее законодательство. По его словам, все муниципалитеты сосредоточились на создании контейнерной инфраструктуры, не озаботившись организацией площадок временного хранения. На этих площадках коммунальные отходы накапливаются в течение 11 месяцев, а потом частично вывозятся на лицензированные полигоны магистральными мусоровозами или помещаются на поля компостирования. Что будут представлять собой эти поля, пока не ясно, идея еще опробуется.

По словам Сергея Сокола, обсуждение показало необходимость совершенствования новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Все предложения, озвученные в ходе муниципального часа, будут проанализированы. Также спикер подчеркнул, что парламентарии продолжат вести мониторинг ситуации.

По итогам муниципального часа было рекомендовано областному правительству рассмотреть возможность расширения перечня территорий, где плата за вывоз мусора будет начисляться по числу людей, а не по площади. Также предлагается ускорить принятие положения о предоставлении субсидий местным бюджетам на создание площадок и проработать дополнительные механизмы финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение полномочий в связи с реализацией системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Парламентарии также рекомендовали обеспечить проведение информационной работы с населением Иркутской области. Муниципалитетам было предложено разработать дорожные карты по созданию необходимой контейнерной инфраструктуры. Региональному оператору рекомендовано обеспечить заключение договоров на оказание услуг и обеспечить регулярный и своевременный вывоз твердых коммунальных отходов