Светлана Домбровская - одна из тех, кто создает историю Иркутска
Есть люди, о которых говорят «они делают историю». Часто это расхожее выражение применяют к историческим личностям, вождям и полководцам. Однако случается, что и на уровне области, города появляется человек, который делает нашу жизнь, нашу историю. Таким для столицы Приангарья стала директор Иркутского театрального училища Светлана Ивановна Домбровская.
Иркутск всегда был театральным городом. У нас даже в войну был культ театра. Благодаря различным историческим катаклизмам здесь сложился такой генофонд, которым можно гордиться. К огромному сожалению, это сейчас где-то спрятано. Но я убеждена, что спасти нас могут только культура и образование, если они будут работать на человека, на развитие творческой личности.
Любовь к иркутянам, родному городу всегда была для нее той движущей силой, которая помогла создать много интересных, знаковых проектов. Без малого 20 лет она руководила отделом культуры в администрации областного центра. Пришла на эту должность в 1992 году. Отсутствие денег в бюджете – это, пожалуй, самая малая проблема, с которой пришлось столкнуться.
– Мы тогда попали в абсолютную нереальность. Это было тяжелое время. Справились благодаря педагогам и работникам культуры. Один из ярких примеров – наши библиотеки. В 1992 году прекратили централизованную поставку книг, журналов и газет. Библиотечные фонды начали резко сокращаться. А люди идут, наше поколение привыкло к газетам и журналам. Сейчас, когда вся информация у нас в телефоне, это трудно представить. Но я отлично помню, как ко мне приходили работники библиотек, которые получали крошечные зарплаты и просили не за себя, а за пополнение библиотечных полок.
– И в такое тяжелое время вы открываете Гуманитарный центр в Университетском!
– Там сдавался жилой массив, и первые этажи жилых зданий решили отдать под социальные объекты. Было выделено место под библиотеку. Тогда мне очень помог Марк Сергеев – прекрасный поэт, общественный деятель, почетный гражданин Иркутска. Помещение нам выделили, а денег на книги не было. Мы попросили людей о помощи, и за год, пока шел ремонт помещения, была собрана уникальная библиотека. Марк Сергеев в Америке встретился с Леонидом Полевым, возникла идея с дарением книжной коллекции семьи Полевых городу. В 1996 году Марк Давыдович привез первые пять книг, затем постепенно прибыли остальные издания. И сейчас книжному фонду библиотеки Гуманитарного центра имени семьи Полевых можно только позавидовать.
Светлане Ивановне везет на встречи с интересными, знаковыми для культуры Иркутска и России людьми. Пожалуй, это не случайно. Творческие личности, мыслители, понимающие значимость культуры в нашей стране, видят в ней единомышленника. В Светлане Ивановне счастливо сочетаются качества творческой личности и то, что принято сейчас называть «эффективный менеджер». Ее любовь к Иркутску, стремление высоко поднять и удержать планку культурного города сочетаются с умением руководить и знанием, как это сделать. Марк Сергеев, с которым нашу героиню связывала многолетняя дружба, был не единственным, кто нашел у Светланы Ивановны понимание и поддержку.
– Мне повезло познакомиться с Валентином Григорьевичем Распутиным. Вместе с владыкой Вадимом они принесли нам идею проведения в Иркутске дней русской духовности и культуры «Сияние России». Признаться, не сразу поверила, что это мероприятие состоится и будет полезным. Но когда все получилось, когда к нам приехали писатели с мировыми именами, я видела, как иркутяне стосковались по умному слову, по правде, а не по популистским лозунгам. Для меня «Сияние России» стало не только важным духовным событием. Каждый год к этому празднику мы старались сделать что-то полезное для города. Были открыты Театр народной драмы и школы искусств, проводились капитальные ремонты библиотек. За пять лет городское событие выросло в областной фестиваль.
Надо сказать, что если бы в активе Светланы Ивановны Домбровской был только фестиваль «Сияние России», то одного этого достаточно, чтобы гордиться сделанным и прожитым. Но было еще открытие новых школ искусств в микрорайоне Зеленый и Академгородке, юбилеи города. Каждое достижение – это отдельный рассказ: об утверждениях и выделении средств, о том, как в разгар кризиса покупался настоящий концертный рояль. Без преувеличения можно сказать, что время, когда Домбровская руководила иркутским культурным пространством, можно назвать золотым веком Иркутска. Светлана Ивановна считает эти годы еще и временем накопления колоссального опыта, который оказался ей так нужен сейчас, когда она руководит театральным училищем.
– У нас уникальное учебное заведение. Здесь можно придумывать, ставить задачи, принимать решения. Конечно, и ответственность несу за все сама. Но главное, виден результат действий. Наши студенты и преподаватели разделяют мой жизненный принцип: «Работа заканчивается тогда, когда ты ее сделал». Дети приходят в девять утра и находятся в училище до глубокого вечера. И преподаватели вместе с ними. Они счастливы, находясь в творческом процессе. Вот подумайте, что такое происходит с ребятами, что их выгнать домой не могут? Вы можете представить рядового десятиклассника, который не хочет уходить из школы? Конечно, для такого коллектива есть желание сделать максимум.
– Видимо, этому оазису как раз и не хватало настоящего хозяина?
– Я работаю в областном общественном совете, курирую вопросы культуры и, что называется, в теме. Стране нужны гармонично развитые личности, поэтому необходимо развивать творческие способности наших детей. Театр, как синтез всех жанров, для решения этой задачи просто уникален. В каждой школе должен быть свой, школьный театр. У наших студентов в дипломе написано: «Актер театра и кино. Преподаватель». Значит, если в наших школах будут созданы условия, мы сможем приготовить людей, которые будут этим заниматься. Пусть пока в рамках Иркутска, инициатива пойдет дальше. Наше училище со своими традициями, методиками может сделать много больше для культуры региона. Поэтому, когда я пришла сюда работать, то поставила задачу максимально расширить деятельность, найти новое здание в центре. Ведь нашему зданию более 100 лет, трещина через всю стену…
– Про деятельность точно получится. Но вот помещение в центре…
– Буквально с первых дней работы я добиваюсь решения этого вопроса. Недавно выяснилось, что в областную собственность вернули бывший кинотеатр «Гигант», где долгое время работал ночной клуб «Стратосфера». Мне просто опять повезло. Потому что по инициативе губернатора начался проект «Возрождение классического балета в Иркутске», и на одном из совещаний, посвященных этой теме, встал вопрос об обучении своих кадров для классического балета. Я сказала, что мы готовы этим заняться на нашей базе. Тем более, что при Новгородском театральном училище такая программа успешно работает. Вот под этот проект нам и выделили замечательное помещение в центре.
– Для нового училища сейчас готовится проектно-сметная документация, а балетные кадры нужны сейчас.
– Артиста балета учат с пятого класса. Мы взяли классическую систему обучения, которая применяется в Вагановском училище, когда дети параллельно обучаются танцу и получают среднее образование. Сейчас у нас договор с музыкальным театром, где проходят занятия балетом, и со школой № 14, где наши малыши изучают общеобразовательные предметы. Утром родители привозят их в школу. После обеда они едут в театр и вечером оттуда – домой. В этом году объявлен уже второй набор. Для меня этот проект стал еще одним жизненным уроком.
– Каким?
– Как определить, что этот город твой? В нем нужно реализоваться. И самому, и через детей. Если ребенок рисует или хочет играть на каком-то инструменте, у нас есть десять школ искусств, где можно развиваться, есть художественное и музыкальное училища. Есть мое любимое театральное. А как быть с балетом? Ведь сейчас это модно. Родители чуть ли не с трех лет отдают детей в частные балетные студии. Кто их там учит? У людей нет специального образования. Хореограф – не артист балета. Из 15 частных балетных студий Иркутска образовательная лицензия есть только у одной. В нашем образовательном стандарте написано: «Артист балета. Преподаватель». Получается, решая свою задачу, мы решаем задачу всего города. И вот что еще хочу отметить. Иркутск всегда был театральным городом. У нас даже в войну существовал культ театра. Благодаря различным историческим катаклизмам здесь сложился такой генофонд, которым можно гордиться. К огромному сожалению, это сейчас где-то спрятано. Но я убеждена, что спасти нас могут только культура и образование, если они будут работать на человека, на развитие творческой личности.
– Кто помогает в осуществлении столь масштабного проекта?
– Приятно отметить, что в успехе нашего проекта заинтересованы федеральные власти, есть хорошая поддержка руководства области. 2019 год объявлен годом театра, и областная власть включила нас во все проекты, посвященные этому. Надеюсь, что и городские власти выскажут заинтересованность. Ведь обучаться балету в первую очередь будут дети из семей, проживающих в областном центре. Свою задачу как директора театрального училища, отвечающего за столь масштабный проект, вижу в объединении усилий всех ветвей власти. С недавнего времени думаю, что вообще я пришла в театральное училище для того, чтобы мой проект в бывшем кинотеатре «Гигант» состоялся. В новой концепции театрального училища найдется место и молодежному театру, и детскому балетному фестивалю, и еще многим интересным начинаниям, которые будут возрождать славу Иркутска как театральной столицы Сибири.
Когда подходит время юбилея, принято подводить итоги. Оценивать пройденный путь. Светлана Ивановна Домбровская итоги не подводит. Она полна планов и смотрит только вперед. Одна идея влечет за собой другую. Значит, останавливаться некогда, думать о возрасте не приходится. Это ли не подарок самой себе к юбилею?