Наводнение в Иркутской области глазами пострадавших

Вода пришла стремительно…

Природная стихия обрушилась на прошлой неделе на шесть районов Иркутской области. Из-за сильных дождей реки Бирюса, Уда, Ия, Ока, Чуна вышли из берегов, затопив города и деревни. Стремительные потоки воды сметали все на своем пути, унося дома, хозяйственные постройки, скот, огороды и планы людей на будущее… Эти территории традиционно относятся к паводкоопасным. Местное население вспоминает большие наводнения 1996 года, начала 2000-х, но никогда большая вода не приводила к таким катастрофическим последствиям…

Алыгджер: ручейки превратились в озера

Самыми первыми от наводнения пострадали жители отдаленной и труднодоступной Тофаларии, расположенной в Нижнеудинском районе.

Наталья Анциферова, заведующая этнокультурным центром поселка Алыгджер, родилась и выросла в этих краях. Но подобного разгула стихии на ее памяти не было.

– Там неделю шли проливные дожди, река Уда стала подниматься. Мы постепенно перебирались из дома в дом, где повыше. Разлившиеся ручейки и озера поделили поселок на три части и отрезали людей друг от друга, – вспоминает женщина.

Наконец пять семей добрались до дома Яковлевых, что стоял чуть повыше остальных. Дальше двигаться было уже некуда.

– Показалось сперва, что вода вроде затихла, а потом как поперла! Поток шел стремительно. Мы животных в машину забросили, сами на крышу полезли, кто на веревках, кто по лестницам. Кто-то из мужиков в темноте голову разбил. У нас дети, племянники. Страшно было за них и друг за друга. Вода остановилась в четыре часа утра, – рассказывает Наталья.

Утром же все узнали (благо сотовая связь работала!), что прилетели два борта МЧС. Они действовали оперативно, для спасателей в школе заранее подготовили списки жителей поселка Алыгджер. Предстояло эвакуировать их, а также бригаду врачей, которые прилетели десантом из областного центра. А как до порта добраться, если вода кругом стоит? Местные жители Алексей Астафьев и Олег Яковлев на лодках собирали людей и доставляли до машины МЧС, которая везла пострадавших в аэропорт. Картина по дороге была страшной – ручейки превратились в озера, по воде несло деревья, кусты, домашнюю утварь.

В Нижнеудинске у Натальи затопило недавно отремонтированный дом и огород. Город пережил, пожалуй, самое страшное за свою историю наводнение.

Нижнеудинск: как в фильме ужасов…

Большая вода в Нижнеудинск пришла в ночь на 28 июня, – рассказывает Лариса Майорова, жительница улицы Гоголя. – Особенно страшно было ночью: кругом темно, густой плотный туман. И знаете, как в фильме ужасов раздался страшный шум воды. Мы не спали, когда начался пик паводка. На второй этаж дома подняли живность – кур, собак. Пока спасали животных, вода уже залила первый этаж, огород, приусадебный участок. Воды в доме стояло больше метра. Во дворе затопило технику. Сегодня вода ушла из дома, но затоплен огород, грядки заилены, погибло все. Вещи выносим сушить. Смотрю и плачу…

Семья 18-летней Виктории Пономаренко с улицы Краснопартизанской из района автобазы всю ночь просидела на крыше.

– Когда поняли, что вода прибывает, папа в первую очередь стал спасать меня и брата, поднимал на табуретки электроприборы – телевизор, холодильник, – рассказывает девушка. – Животных перенес на чердак. С часу ночи до 12 часов дня мы просидели на крыше. Нас сняли местные добровольцы, приехавшие на КамАЗе. Машина по улице прошла, хоть воды было больше 80 сантиметров. Соседи помогали друг другу сутками, мужчины просто с ног валились от усталости…

Жительница микрорайона Спутник Елена Вайчувене рассказывает, что в центре города затоплен водозабор. В подвалах жилых домов стоит вода. Вышли из берегов все малые реки – Уват, Мара, затопив дома и огороды. В городе трудно с бензином, затоплена западная заправка. Отменены свадьбы, выпускные, потому что многие кафе в воде стоят. В Нижнеудинском районе подтоплены деревни Паром, Шумский.

Вода в Нижнеудинск пришла стремительно, – вспоминает женщина. – Затопило «Горэлектросеть», их техника – вышки, краны, которые могли бы сейчас помогать бороться с наводнением, даже не успела выйти из гаража. Родственники в селе Атагай рассказывали, как отстояли село от паводка самодельными дамбами, набивали в мешки песок, перегораживали улицы.

Беда сплотила жителей города – все помогают друг другу. В соцсетях и мессенджерах люди со всей области и других регионов предлагают жилье пострадавшим.

Пишут, что готовы разместить бесплатно целые семьи. Воду людям подвозят пожарные расчеты, волонтеры, предприниматели. Иван Саперов от своей автостоянки протянул водопровод, куда все приходят за водой. Лариса Дедюхина бесплатно кормит своих соседей по улице. Арут Атурюнян раздает из собственной пекарни хлеб людям. Кафе «Турбо» развозит горячую еду по домам. Благотворительный центр «Доверие» первым организовал сбор гуманитарной помощи, которую волонтеры адресно развозят особо нуждающимся – многодетным, престарелым.

Тулун: эвакуация началась ночью

Сообщение о том, что в верховьях Ии, около населенных пунктов Аршана и Уйгата, после дождей поднимается вода, поступило 26 июня. Директор Тулунского медицинского колледжа Татьяна Тарасова рассказывает, что предупреждение о приходе большой воды в городе было – людей информировали бегущей строкой на ТВ и в соцсетях.

– Эвакуация началась ночью, когда прилетели вертолеты. Людей снимали с крыш и вышек. Утром пошла гуманитарная помощь, мы организовали с волонтерами подворовый обход. В трех эвакуационных пунктах были расселены 1200 человек.

Галину Полонскую вместе с мужем эвакуировали с крыши дома.

– Никто не думал, что вода аж до 15 метров поднимется. Мы ничего не успели взять с собой. Все, в чем остались – футболка и резиновые сапоги, – растерянно говорит женщина.

Татьяна Тарасова рассказывает о беспримерной самоотверженности студентов медицинского колледжа, волонтерах и выпускниках школы № 25, которые бросились на выручку людям не задумываясь.

– Работало более 70 человек по обе стороны реки Ия. У нас 24 студента попали в зону затопления, девять из них потеряли жилье. Семья Галины Курьянович, несмотря на то что тонут сами, в первую очередь эвакуировали престарелых соседей. Сегодня мы аккумулируем на базе колледжа сбор средств и гуманитарной помощи из Братска и Красноярска. Наши девочки – Светлана Ходочинская, Карина Пчелкина, Анастасия Тарасова – на своих хрупких плечах по 20 часов разгружают машины с «гуманитаркой», раздавая людям все необходимое.

У некоторых бессовестных тулунских коммерсантов во время наводнения проснулся «синдром домодедовских таксистов». Так называют людей, которые на горе и трагедии пытаются нагреть руки.

– В ряде магазинов сразу подскочили цены на хлеб до 150 рублей, но полиция быстро пресекла это дело, – рассказывает жительница Тулуна Любовь Белькович.

Ее семья проживает в микрорайоне Угольщиков, который от воды не пострадал. Семья Белькович приняла две семьи родственников – Дмитриевых и Канарик.

– Тысячи людей пострадали – микрорайон ЛДК практически весь ушел под воду. У кого-то дома затопило по крышу. Вода в многоэтажках доходила до второго этажа. Какие уж тут документы, самим бы спастись. В 1984 году было тоже наводнение в городе, но такой беды мы еще не видели…

Одними из первых на тулунскую беду откликнулся Красный Крест Ангарска. Руководитель организации Анжелика Шитова рассказывает, что первые машины с гуманитарной помощью ушли в Тулун на следующий день после затопления.

– Наша машина дошла до эвакуационного пункта – школы № 25, где находятся 800 человек. Мы отвезли три тонны питания – воду, 500 булок хлеба, 800 литров молочной продукции. Следом на пяти автомобилях было доставлено 5 тонн груза. Сбор необходимых вещей продолжается.

Тулунский район: пострадали фермеры

Серьезный урон стихия нанесла сельхозпроизводителям Тулунского района. Во Владимирском муниципальном образовании у фермера Анатолия Гамаюнова погибло 100 голов КРС, все свиньи, затоплена техника, помещения.

У нас от паводка пострадало более 200 человек, особенно три населенных пункта – села Одон, Харантей и Владимировка. В Одоне дома разрушены настолько, что непригодны к проживанию. Утонуло много скота, погибли огороды, имущество, – рассказывает глава сельского поселения Ольга Гамаюнова. – Выдаем жителям материальную помощь, помогаем людям питьевой водой, вещами – всем, чем возможно…

Чунский район: паники нет, мы работаем

В пятницу вышла из берегов река Чуна, в зону затопления попали населенные пункты Чунского района: Лесогорск, Баер, Баянда, Бунбуй, Октябрьский, Пионерский, Приудинск, Тахтамай. Как и в других пострадавших МО, здесь ввели режим чрезвычайной ситуации.

– У нас подтоплено 15 населенных пунктов, 323 дома, в которых проживают 706 жителей. Сразу предупреждаю – цифра не окончательная. Большинство эвакуированных жителей остановились у родственников, – рассказал Алексей Емелин, первый заместитель мэра Чунского района. – Всего эвакуировано 139 человек, они размещены в пунктах временного пребывания. В районе работает аэромобильная группировка из Красноярска в составе 50 человек и с наличием плавсредств. Еще семь сотрудников МЧС прибыли из Тайшета. Связь со всеми населенными пунктами района имеется. Паники нет, мы работаем, чтоб минимизировать последствия разгула стихии.