10.07.2019 11:41
Рубрики
Спорт
Фото
Использованы материалы пресс-центра ралли «Шелковый путь»
Фото:
Использованы материалы пресс-центра ралли «Шелковый путь»,
10.07.2019 11:41

Гонщики марафона «Шелковый путь» прощаются с Россией

Гонка за белым тигром

Великий шелковый путь – это караванная дорога, которая когда-то связывала Китай, как центр производства шелка, с Европой. Он объединял страны и народы еще тогда, когда люди даже не помышляли о тесном международном сотрудничестве. Впервые ралли «Шелковый путь» прошло в 2009 году, его участники стартовали в Казани и финишировали в Ашхабаде. За прошедшее десятилетие статус ралли значительно вырос: оно стало кандидатским этапом Кубка мира по ралли-рейдам и одним из этапов чемпионата мира по ралли-рейдам Международной мотоциклетной федерации (FIM). Символом ралли выбран белый тигр, азиатский символ силы и отваги.

Это удивительное место!

Иркутск впервые принимает международные автомобильные соревнования такого уровня: 181 участник из 36 стран, из которых 62 экипажа внедорожников, 17 экипажей грузовиков и 27 мотоциклистов. Для многих это было первое свидание с Сибирью.

– Если честно, то мы с трудом себе представляли, где находится Иркутск. Посмотрев на карту, поняли, что проехали только половину вашей страны, – рассказал Сергей Вязович, пилот и капитан белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто». – Теперь нам в полном объеме стал понятен смысл анекдота: пригнал машину из Владивостока без пробега по России.

В классе грузовиков «красным зубрам» предстоит поспорить с прославленными асами из российской команды «КАМАЗ-мастер», 16 раз побеждавшими на ралли «Дакар» и семикратно забиравшими приз ралли «Шелковый путь».

Мартен ван ден Бринк из команды Renault (Нидерланды) проходит по маршруту «Шелкового пути» уже пятый раз, и уже второй раз берет на эту гонку своего сына Митчела, которому в этом году исполняется 17.

– Мы побывали на Байкале, это удивительное место. Даже вошли в воду, правда, постояли секунд двадцать, было очень холодно.

Впервые в Сибири – звезды мирового автоспорта из команды TOYOTA GAZOO RACING SA, выступающие в классе внедорожников.

– Два дня перед стартом прошли в режиме выходных, видели в Иркутске много интересного, были на большом озере (Байкале, – прим. ред), – говорит капитан команды из Катара Нассер Аль-Аттия и не скрывает, что приехал сюда за победой. – В этом году мы выиграли «Дакар», ралли «Катар» и «Казахстан». В прошлом году на «Шелковом пути» нам помешали технические проблемы, но в этом, я уверен, можем рассчитывать на главный трофей.

Их основной и давний соперник – команда из Саудовской Аравии, тоже настроена на победу.

– Будет интересно испытать себя на разнообразных маршрутах трех государств. Перед нами стоит задача победить в «Шелковом пути», показать максимальный результат на трассе, – сказал капитан команды Язид Аль-Раджи, прошлогодний победитель «Шелкового пути».

Колонна участников гонки добиралась до Иркутска по автомобильной трассе Р255 «Сибирь» и своими глазами увидела последствия разрушительного паводка в Тулунском и Нижнеудинском районах.

– Конечно, нас не может оставлять равнодушными то трагическое событие, стихийное бедствие. Многие отозвались на призыв организаторов собрать денежные средства для пострадавших. Мы также помогли с организацией логистики для доставки гуманитарного груза, там были продукты, которые мы планировали использовать в первый день ралли, 7 июля. В такую минуту мы должны помогать друг другу, – сказал перед стартом Владимир Чагин, руководитель ралли-марафона «Шелковый путь».

Здесь много грязи и камней…

Рейдовики стартовали в Иркутске 6 июля. Участников ждут десять этапов и скоростные участки по Восточной Сибири, таежным лесам России, степным дорогам Монголии, китайским равнинам и пескам пустыни Гоби.

Первый этап «Иркутск – Байкальск» это спецучасток, «разминочный» отрезок скоростной трассы протяженностью 51 км. Кстати, скорость движения на ралли «Шелковый путь» ограничена 140 км/час, и ее превышение наказывается не только штрафными очками, но и крупными денежными штрафами. На участке есть и лесные дороги, петляющие между деревьев, долины рек с узкими мостами и высокие сопки.


Иркутск-Байкальск, 7 июля

Итоги первого этапа должны были показать, насколько команды готовы к трассе в сибирской тайге. Кстати, участников официально предупредили, что во время вынужденных остановок на лесных участках запрещено отходить далеко от машин, к трассе могут выйти медведи. Свои коррективы внесла погода, накануне прошел сильный дождь, поэтому гонщики не решались рисковать.

Итоговая таблица первого этапа выглядит так: у мотоциклистов – двойная победа аргентинцев братьев Бенавидес (MONSTER ENERGY HONDA TEAM). Кевин Бенавидес и его младший брат Люсиано финишировали на первом и втором месте. Тройку призеров замкнул Ксавье де Султре, причем все три призера финишировали с минимальным отрывом, уложившись в одну минуту. На грязной трассе с большим количеством камней преимущество было у спортсменов, имевших опыт в классе «эндуро», а вот тем, кто раньше соревновался в классическом мотокроссе, спортивная фортуна изменила.

Среди квадроциклов лавры победителя первого этапа достались польскому гонщику Аркадиушу Линднеру. Российский гонщик Александр Максимов проиграл ему четыре с половиной минуты, а легендарный Рафал Соник, победитель «Дакара» – пять минут и сорок секунд.

Среди внедорожников первым пришел Аль-Аттия на Toyota Hilux, финишировав с отрывом в две с половиной минуты. Вторым пришел Жером Пелише на багги Optimus.

– Да, для нас первый этап оказался весьма успешным. Мы решили атаковать и выиграли спецучасток, – поделился Нассер Аль-Аттия после финиша. – Было непросто, много грязи, камней, но все закончилось хорошо.

Его соперник Язид Аль-Раджи закончил первый этап с третьим результатом, поскольку в самом начале был вынужден сделать остановку, чтобы заменить пробитое колесо. Тяжелая трасса была щедра на поломки: китайский участник Хан Вей решил рискнуть и не обращать внимания на прокол – в результате пришел к финишу с «голым» диском вместо заднего правого колеса. А внедорожник американца Остина Джонса «нашел» по дороге пень. Машина лишилась передней левой подвески и совершила сальто в несколько оборотов. Тем не менее американский экипаж продолжил гонку и «доковылял» до финиша.

В зачете грузовых автомобилей первым оказался лидер команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович:

– Конечно, классный участок, но здесь в лесу очень скользко, вся езда, в принципе, на технику управления автомобилем. Опасно достаточно, мы встретили много багги и внедорожников, стоящих с оторванными колесами и подвесками. А глинистые участки, особенно на спусках, были нереально скользкими!

Вторым пришел пилот команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов, проиграв всего 56 секунд. Третьим – тоже «камазист» Алексей Вишневский.

Узко, быстро и скользко

Переночевав в Байкальске, участники ралли 8 июля вышли на второй этап гонки. Участок «Байкальск – Улан-Удэ» оказался еще сложнее предыдущего: быстрый, с пологими поворотами, он, казалось, позволял развивать приличную скорость, но многочисленные водные преграды и камни наказывали тех, кто пренебрегал осторожностью.

Серьезные изменения произошли в мотозачете. Француз Ксавье де Султре сильно повредил свой мотоцикл на третьем километре, а на 18-м и вовсе упал, повредив своего железного коня так, что вынужден был сойти с гонки. Серьезно пострадал при падении монгольский мотогонщик Батур Баттар. Он получил травму головы и прямо с трассы был доставлен в больницу Улан-Удэ.

Не повезло и российской мотогонщице Анастасии Нифонтовой. Во время преодоления водной преграды ее мотоцикл заглох:

– Спецучасток красивый, скользкий, опасный – все было. На 18-м км я не заметила огромную лужу и туда плюхнулась, мотоцикл заглох и не заводился, наверное, минут 40 – я не засекала время.

Медведи из леса-таки не вышли, зато появились два сибирских мужика. Без лишних разговоров они помогли гонщице перевернуть байк, слили воду из цилиндров, поменяли фильтр и свечку. О результате уже речи не было, поэтому дальше она ехала не спеша, просто наслаждаясь природой.

А первым к финишу пришел Сэм Сандерленд (Red Bull KTM Factory). Однако сам гонщик не очень доволен результатом: теперь на протяженном третьем этапе ему придется стартовать первым, а это тактически невыгодно.

«Нырнул» на водной преграде и квадроцикл легендарного поляка Рафала Соника. Ему пришлось останавливаться, чтобы очистить панель навигации. Однако обошлось, в двигатель вода не попала, и поляк пришел в своем зачете первым, обогнав Александра Максимова. Третье время показал Аркадиуш Линднер, который отстал от россиянина на 13 секунд.

А вот среди внедорожников второй этап принес очередную сенсацию. Техника подвела прошлогоднего победителя «Шелкового пути» Язида Аль-Раджи. Двигатель его Toyota Hilux заклинило, и гонщик из Саудовской Аравии сошел с гонки. Не повезло и пилоту Toyota Эрику ван Луну – его Hilux остановилась на трассе из-за проблем с трансмиссией.

Победа на втором этапе досталась Нассеру Аль-Аттии, и он надеется, что у экипажа получится контролировать ситуацию и в последующем.

И лишь в зачете грузовиков не оказалось сюрпризов: лидер команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович оформил «дубль» и второй раз подряд стал быстрейшим. «Узко-быстро-скользко» – так коротко сформулировал белорусский гонщик свои впечатления от второго этапа.

А вот команда «КАМАЗ-мастер» обратилась к комиссарам гонки, поскольку, по мнению гонщика команды «КАМАЗ-мастер» Антона Шибалова, экипаж Вязовича специально не пропускал догонявший его КАМАЗ.

 – Я не помню, сколько именно минут, но пришлось ехать в хвосте и сигналить Вязовичу, он говорит, что не слышал сигнала. Не понимаю, почему он нас решил не пропускать, – говорит Антон Шибалов.

Второй результат показал Андрей Каргинов, гонщик команды «КАМАЗ-мастер», отстав от белорусского гонщика на три с половиной минуты. Третий – Мартен ван ден Бринк на Renault.

Гонщики прощаются с Россией, впереди их ждет Монголия, третий этап по маршруту «Улан-Удэ – Улан-Батор» протяженностью 691,35 км, 243 из которых станут дистанцией спецучастка. А финиш ралли-рейда «Шелковый путь» состоится 16 июля в китайском городе. Дуньхуан, где победители получат статуэтку, изображающую белого тигра.