Иркутский Вечный огонь – в лучших традициях площадей России?

В Иркутске началось благоустройство территории мемориального комплекса «Вечный огонь Славы». Однако позитивный по сути своей факт – мемориал не ремонтировали с 1975 года – вызвал у общественности недоумение. Бурное обсуждение, в частности, в социальных сетях вызвала расцветка плитки у мемориала. Красное покрытие с черными полосками и белыми квадратами напомнило многим бабушкин ковер.

Кстати, мемориал является объектом культурного наследия регионального значения. И некоторые участники обсуждения интересовались: куда смотрит служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области? По словам ее руководителя Андрея Фоменко, элементами комплекса, подлежащими обязательному сохранению в неизменном виде, являются: мемориал, расположенный на фасаде здания правительства Иркутской области, и площадка Вечного огня, которая расположена в центре сквера и отделена от мемориала бульваром.

Покрытие бульвара не относится к элементам объекта культурного наследия, подлежащим сохранению в неизменном виде, – пояснил Андрей Фоменко. – Замена материала покрытия может быть произведена при условии сохранения неизменности ценных элементов комплекса.

Напомним, мемориальный комплекс «Вечный огонь Славы» расположен на Нижней Набережной. Он был торжественно открыт 8 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Огонь для мемориала доставили из Москвы с могилы Неизвестного солдата в Александровском парке. Везли контейнер с тлевшим внутри огоньком в отдельном купе поезда с открытым окном. Под плитами мемориала захоронена земля из всех городов-героев Советского Союза. На мраморных плитах выбиты слова: «Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь». Главным архитектором проекта выступил Владлен Федорин, главным художником – Виталий Смагин, проектировщиком – Равиля Шаврина. Текст эпитафии написал Марк Сергеев. Руководил строительством председатель Иркутского горисполкома Николай Салацкий.

Многие участники обсуждения, кстати, тоже вспоминали авторов проекта и выражали сомнение, что такое цветовое решение им бы понравилось. Однако один из авторов новой концепции реконструкции, архитектор Евгений Третьяков, отметил, что такое решение принято со всем уважением к архитектору и художнику «Вечного огня Славы». Новый проект реконструкции был утвержден на градостроительном совете при администрации города Иркутска.

Концепция благоустройства мемориала прежде всего основывается на его статусе городского пространства, наличии у площади мемориального значения, знаковых объектов воинской славы и уже сформированных пространственных осей движения к набережной и к памятникам русского зодчества, – пояснил Евгений Третьяков. – Примерами парадных, дворцовых и мемориальных пространств послужили лучшие образцы площадей России, Европы и Америки. Классическим приемом рисунка покрытия является многосложная клетка из гранитных блоков разных размеров, цвета и фактуры, как на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, у исторического музея Москвы, главной площади Минска, площадей Амстердама, Парижа, Вашингтона и многих других. Красно-бело-черная цветовая гамма рисунка покрытия оптимально соответствует героическому духу мероприятий, проводимых на площади у мемориала «Вечный огонь». Рисунком покрытия четко зафиксированы все главные направления и особо обозначена зона главных парадов. В основных осевых размерах рисунок соответствует разбивки 80 на 80 см, что четко укладывается в размер военного строевого шага. В дальнейшей реализации благоустройства пространства парковой зоны продумывается корректный переход к рисунку покрытия боковых аллей в более умеренном рисунке, настраивающем на комфортный отдых среди природы.

Спокойно к новой расцветке плитки отнеслись и ветераны:

– Когда я увидел обсуждение новой плитки возле мемориала, то сразу поехал и лично посмотрел, что там происходит, и увиденное не вызвало у меня негативных эмоций, – отметил председатель областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Валерий Игнатов. – На мой взгляд, ничего вызывающего в данном рисунке плитки нет, и все выглядит вполне уместно.