Школы разные важны

В школах Приангарья прошли торжественные линейки, посвященные началу нового учебного года. Председатель Заксобрания Сергей Сокол вместе с депутатами Николаем Труфановым и Геннадием Осодоевым побывали на Дне знаний в малокомплектной школе деревни Куяда и школе № 2 поселка Усть-Ордынский.

Школа-сад в Куяде внешне мало напоминает образовательное учреждение. Скорее обычный деревенский дом. С раннего утра к нему тянется вереница ребятишек. Малышей за руку ведут мамы.

В этой школе и я сама когда-то училась, а теперь вот провожаю своего первоклассника Егора, – улыбается Ольга Гулевич. – Когда была маленькой, школа казалась такой большой, а теперь смотрю – какая же она крохотная! Но мы все равно рады, что в нашей деревне есть хоть такая школа. Представляете, так бы пришлось возить ребятишек за 10 км. А у нас спокойно – отправил ребенка, и все. К тому же здесь очень хорошие учителя.

– Читать и писать я уже маленько умею. Мама мне купила портфель, кроссовки и пиджак, совсем как у взрослых, – хвалится Егорка. – Знаю, кто будет со мной учиться. Марик, Илья Сыроватский, Егор Семенов… В первом классе у нас всего семь человек, одни мальчишки. Мы вместе с ними в один детский сад ходили, поэтому в школу мне идти совсем не страшно.

В Куяду семья Гулевич перебралась всего два года назад, после того, как Ольге после смерти матери достался в наследство дом. С работой, говорит, проблем не было – устроилась дояркой в сельхозпредприятие «Элита», мужа туда же взяли трактористом. До переезда семья жила в Иркутске.

– В городе жизнь очень дорогая, – жалуется она. – Квартиру снимать – деньги, с ребенком куда-то вышел – две тысячи минимум истратил, а здесь в деревне все равно проще. Держим бычков, коров, поросят, кур – всех понемногу. В огород пошли – нарвали кто чего хочет, наелись. Ребятишки теперь еще меня воспитывают: мама, ты плохо работаешь, у тебя все перерастает!

Как птенцов возле себя заботливо собирает малышей учитель Надежда Ивановна Артемова. Кому-то поправляет сбившийся на бок галстук, кого-то просит повторить стихотворение. Приветливо улыбаясь, здоровается с родителями – своими бывшими учениками. Нынешний учебный год у Надежды Ивановны 53-й по счету.

Мне нынче уже семьдесят, но я совершенно не чувствую своего возраста, – поясняет преподаватель. – Не стареешь, видно, среди ребятишек. Нынче опять беру себе первоклашек, а еще буду вести уроки в четвертом классе. Всего в этом году у нас 22 ученика, а когда открывались, было 43!

Школа, рассказывает директор Марина Королькова, славится своими традициями. Кроме уроков, учителя ведут множество кружков: «Путешествие в прошлое», здесь ребята узнают об истории своей малой родины, «Здоровейка», где участвуют в спортивных соревнованиях, эстафетах, ходят в походы, «Ткачество» – обучаются мастерству на старинном ткацком станке. В школе организован небольшой краеведческий музей, в котором собраны старинные предметы обихода.

Мы живем как одна дружная семья, – утверждает директор. – Поэтому на протяжении ряда лет у нас принята забавная традиция отображать на стенде все общие антропометрические данные ребятишек. В этом году, например, общий возраст наших учащихся составляет 265 лет. Средний возраст – восемь с половиной лет. Общий вес ребятишек на начало учебного года – 1003 кг. Из них мальчики – 604 кг, девочки – 399 кг. К концу года данные многократно возрастают. Ведь при школе есть свой небольшой огород, да и кормят наши повара детвору прямо по-домашнему.

Под звуки бравурного марша ребятишки выстраиваются на торжественную линейку. С радостью за ними наблюдают родители, бабушки и дедушки. С улыбкой – приехавшие поздравить их гости – депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

– Кто сказал, что есть вопросы, непосильные для нас? Не случайно в эту осень мы идем все в первый класс! – бойко выкрикивает заученные наизусть слова Егорка Гулевич.

Все мы очень рады были. Нынче в школе я и ты. И от радости взлетели даже цены на цветы! – запинаясь от волнения, вторит Илья.

Вы все большие молодцы. Чувствуется, что долго готовились к празднику, – хвалит ребятишек Сергей Сокол. – Сегодня очень важный день, особенно для первоклассников. Первый раз в первый класс – это большое событие и в жизни детей, и в жизни родителей. Особенно в таких малокомплектных школах, как ваша. Мы много бываем в разных населенных пунктах Иркутской области, и могу смело заявить, что в таких небольших деревнях работают замечательные, активные учителя, воспитатели, влюбленные в свое дело, дарящие тепло и доброту детям. Вы идете в ногу со временем и стараетесь дать воспитанникам самые лучшие знания. Огромное вам спасибо за это!

Вручив ребятишкам книги, а коллективу школы – принтер, парламентарии осматривают здание. Проводя небольшую экскурсию, Марина Королькова отмечает: в Куяде давно требуется строительство новой, более современной школы. Сейчас помещения, где расположены три классных комнаты, небольшой спортзал и столовая, поддерживаются в порядке только силами педагогов. А детский сад расположен в еще более ветхом здании, возраст которого превышает 100 лет.

– Таким малокомплектным школам требуется особое внимание, – подытоживает спикер. – Школа в деревне – это больше чем школа, это ее сердце, центр притяжения всех жителей. Не будет школы – не будет и деревни, поэтому мы обязательно возьмем данный вопрос под свой особый контроль.

После депутаты приняли участие в торжественной линейке в школе № 2 поселка Усть-Ордынский. Как пояснил депутат, директор учебного учреждения Геннадий Осодоев, ежегодно число учеников в школах Усть-Ордынского Бурятского округа увеличивается примерно на 100 человек. В его школе в данный момент 1455 детей. В настоящее время ученики обучаются в помещении бывшего детского дома, переданного образовательному учреждению. А сама школа находится на капитальном ремонте, который осуществляется по областному проекту «Устойчивое развитие сельских территорий», принять участие в котором помогли депутаты Законодательного Собрания.

Поздравив учеников и преподавателей с началом нового учебного года, Сергей Сокол отметил, что сегодня Законодательное Собрание прилагает много усилий для того, чтобы в сельской местности были современные образовательные учреждения со всем необходимым оборудованием, работает над модернизацией материально-технической базы школ и улучшением труда педагогов.