«Звезды на Байкале»: мировые звезды и незабываемые концерты

Музыкальный фейерверк

10 дней ярких музыкальных впечатлений с мировыми звездами, 18 незабываемых концертов, тысячи зрителей. В Иркутске проходит Международный фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале».

Молодежный оркестр

На открытии фестиваля зал в Иркутском областном музыкальном театре был полон. В этот день на сцене блистал Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением эстонско-американского дирижера Кристиана Ярви. И хотя этому коллективу всего год, его уже можно назвать одним из лучших в нашей стране.

– От имени всей Иркутской области я приветствую артистов, которые приехали на фестиваль, в том числе и наших молодых участников, которые сейчас находятся на сцене, – сказал губернатор Сергей Левченко. – Мы гордимся тем, что идейным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля «Звезды на Байкале» является наш земляк, почетный гражданин города Иркутска и Иркутской области, народный артист России Денис Мацуев. Благодаря его энергии иркутянам и гостям города выпадает уникальный шанс услышать шедевры академической музыки в исполнении великолепных артистов.

Денис Мацуев назвал национальный молодежный филармонический оркестр большой сенсацией:

– Я играл с ними первый концерт. Сам почувствовал этот оркестр с первых трех нот и сразу пригласил в Иркутск, потому что понял: они – наши люди, с потрясающей энергетикой, молодым духом и способностью сразу откликаться на любые предложения, – отметил Денис Мацуев.

Коллектив в этом году является резидентом фестиваля, наравне с Губернаторским симфоническим оркестром, ведь он исполнит шесть программ с разными дирижерами.

– Иркутский фестиваль уже стал общероссийским культурным явлением, – отметил руководитель оркестра Алексей Шалашов. – За эти годы его посетили такие выдающиеся музыканты, которые удостаивают своим вниманием не каждую столицу, поэтому уровень фестиваля действительно очень высокий. Таким образом, мы получаем еще один мировой музыкальный центр – в Сибири. И все это благодаря энергии Дениса Мацуева, который заражает нас всех. Что касается оркестра, то маэстро и коллектив настолько совпадают в своих устремлениях, что возникает потрясающий эффект.

Чайковский, Прокофьев и Мендельсон

Ведущий фестиваля Юлиан Макаров, предварив первое отделение концерта, отметил, что приглашение Денисом Мацуевым этого коллектива сравнимо с тем, как если бы ребенок сел за штурвал болида «Формулы-1» и выиграл гонку.

Концерт открывает величайшее произведение всех времен и народов – Пятая симфония Петра Ильича Чайковского, – отметил Юлиан Макаров. – Ее премьера состоялась в Петербурге в 1888 году. За дирижерским пультом тогда стоял сам автор. Сегодня оркестром будут управлять представитель ярчайшей династии дирижеров – Кристиан Ярви.

С первых же минут концерта стало понятно, что Денис Мацуев не зря хвалил оркестр, ведь музыканты играли легко, воодушевленно и очень свежо. Сам Кристиан Ярви поразил зрителей необычной манерой дирижирования. Управляя оркестром, он не только обходился без палочки, но, кажется, и расставлял акценты в игре всем телом, пританцовывая в такт музыке.

Во втором отделении Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона исполнил уже полюбившийся иркутской публике скрипач-виртуоз Юлиан Рахлин.

Во второй части концерта за роялем был сам Денис Мацуев, который со свойственной ему энергией и экспрессией исполнил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Прокофьева критики при его жизни называли музыкальным варваром, скифом, его сочинения шокировали неподготовленную публику, а наиболее консервативные просто покидали зал, демонстративно хлопая стульями, не дослушав произведение до конца, – рассказал Юлиан Макаров. – Композитору очень больно доставалось за смелые музыкальные находки, которыми мы сегодня восхищаемся, но зато его гармонический почерк не спутать с голосом других авторов. Наш вечер завершает Концерт для фортепиано с оркестром соль-минор, который датирован 1913 годом. Еще целый год отделяет людей от нечеловеческих испытаний бойни Первой мировой войны, но музыкальный гений 22-летнего композитора уже сумел уловить это все нарастающее напряжение войны и революции. Кстати, концерт чрезвычайно сложен не только эмоционально, но и технически. 

Нужно ли говорить, что Денис Мацуев блестяще справился с исполнением этого произведения? В финале зал приветствовал любимца публики бурными овациями.

 

И классика, и джаз

Настоящим подарком для любителей оперы и джаза стало выступление 5 сентября звезды мировой оперной сцены Хиблы Герзмавы в сопровождении ансамбля известного московского пианиста Якова Окуня. Идея необычной программы, где соединились классика и джаз, европейская, американская и русская музыка принадлежит самой певице. По мнению музыкантов, эти два, на первый взгляд, непохожих стиля – старый европейский академический и «легкомысленный» новый американский – имеют общие традиции.

– Для меня как для певицы очень интересно, когда можно соединить оперу и джаз, все вместе звучит очень стильно и дорого, – считает Хибла Герзмава. – Я всегда любила джаз за особую энергетику, ведь в классическом варианте все звучит строже, а здесь мы немного свингуем, импровизируем. Поэтому на цвет и вкус эти романсы немного другие. Кроме того, в нашей программе есть произведения, к которым никто не прикасался в джазовом варианте. Мы привезли также несколько арий из моего классического репертуара.

На концерте Хибла Герзмава поразила зрителей своим сопрано удивительной силы и красоты, который очень гармонично сочетался с джазовой музыкой. Не случайно она – одна из наиболее востребованных российских певиц на сценах крупнейших оперных театров мира.

У Дениса Мацуева замечательный фестиваль, который проходит уже много лет, и мы с удовольствием приехали к нашему другу, – рассказала певица. – Кстати, мы составили эту программу специально для него, ведь у нас даже есть Рахманинов в джазовой обработке.

Партнер певицы по проекту Яков Окунь сегодня является одним из самых уважаемых музыкантов в профессиональной джазовой среде. Многие даже называют его новым лидером российского современного джаза. Яков Окунь стал первым пианистом, живущим в России, которому было предложено выпустить альбом со своей музыкой на прославленном американском лейбле Criss Cross, причем альбом был записан в США за счет студии.

Мне очень лестно, что Денис Мацуев пригласил меня – джазового музыканта на концерт академической музыки, – отметил Яков Окунь. – Тем более что нам не хотелось делать легкомысленную программу, ведь джазовые традиции основаны на простых песнях. А у нас есть серьезный блок и более легкий, часть посвящена русской музыке. Я стараюсь ничего не испортить в этих произведениях, а просто добавить другую напряженность и джазовую ритмичность.

 

Перфоманс «Золотой петушок»

Декорации из песка, видеоинсталляции известного театрального художника Олега Чернова и волшебные голоса лучших оперных певцов России – 9 сентября представили музыкально-анимационно-драматический перфоманс «Золотой петушок». Постановка состоялась в рамках музыкально-просветительского проекта общенационального значения, обладателя гранта президента РФ «Сказки Пушкина». Ведущим в роли сказочника с шарманкой выступил актер Петр Татарицкий.

Великому поэту в этом году исполнилось бы 220 лет, – начал свой рассказ Петр Татарицкий. – Сегодняшнюю историю вы сможете и увидеть, и услышать. Она загадочна и неповторима, и многие с удовольствием возвращаются к ней вновь и вновь. Нужно отметить, что это феномен всех сказок Пушкина, которые и сегодня удивительно современны.

На сцене в этот день оперу Николая Римского-Корсакова исполнил Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии под управлением маэстро Илмара Лапиньша. Мощное звучание коллектива дополнял орган, на котором играла автор идеи, арт-директор и солистка Евгения Кривицкая. Сказку о «Золотом петушке» Александра Пушкина в этот вечер рассказали солисты ведущих московских оперных театров: сопрано Анастасия Белукова, бас Роман Улыбин, тенор Иван Волков, баритон Дмитрий Кондратков и тенор Дмитрий Хромов.

Песочная анимация на большом экране сделала постановку по-настоящему завораживающей. Известный художник Артем Нерсес мастерски создавал с помощью этого материала образы сказочного дворца царя Додона и Шамаханской царицы. В итоге постановка получилась очень необычной, но увлекательной. В финале зал вместе с Петром Татарицким хором спел стихотворение Александра Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».