Международный фестиваль современной драматургии им. Вампилова проходит в Иркутске

Отогреть сердца театром

Духовой оркестр, веточки рябины к памятнику Александру Вампилову, оранжевые шары, запущенные в пасмурное небо, и праздничное настроение, несмотря на холодный вечер. Более ста человек собралось 16 сентября на площади возле Иркутского драмтеатра. Пары танцевали вальс, зрители предвкушали театральные впечатления, а участники из разных городов радовались встрече. Здесь был дан официальный старт XII Международному фестивалю современной драматургии им. Александра Вампилова.

От имени губернатора Сергея Левченко я рада приветствовать вас на нашей гостеприимной земле, которая родила таких замечательных писателей, как Александр Вампилов и Валентин Распутин, чьи имена знают во всем мире, – обратилась к собравшимся зампред правительства региона Валентина Вобликова. – Нужно ли говорить, что фестиваль современной драматургии – событие, которое мы с нетерпением ждем, а в этом году он проходит в Год театра в России. Особые слова благодарности сегодня охлопковцам за тот праздник, который они нам устраивают. Сегодня к нам приехали 19 театров из разных стран – России, Франции, Израиля, Польши и Монголии, и я уверена, что всех ждут яркие театральные впечатления.

 

Советская классика и современная драматургия

С 16 по 22 сентября зрителей ждет 21 спектакль. Четыре из них по пьесам Александра Вампилова и одна постановка по произведению Валентина Распутина. В целом же в этом году в фестивальной афише удалось соблюсти баланс между драматургией XX и XI веков. Иркутяне увидят постановки по произведениям классиков советского периода – Василия Шукшина, Чингиза Айтматова, Александра Солженицына, а также постановки по современным авторам. Среди них: Гузель Яхина, Виктор Пелевин, Реми де Вос, Ярослава Пулинович и многие другие. Кстати, два последних драматурга сами стали участниками фестиваля в Иркутске.

Всего в этом году подано 97 заявок, но дело даже не в количестве спектаклей, а в разнообразии форм, тем, которым они посвящены, – отметила министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич. – Основным источником финансирования фестиваля является правительство Иркутской области, которое выделило на него 9,5 млн рублей, еще 3 млн рублей поступило из федерального бюджета и 1 млн рублей потратил драмтеатр из собственных средств.

Помимо постановок зрителей и участников ждет восемь специальных мероприятий фестиваля: лекций, мастер-классов, читок пьес, круглых столов. Например, вчера мастер-класс по актерской импровизации «Игра воображения» провел один из ведущих российских режиссеров, профессор Российского государственного института сценических искусств, лауреат Госпремии РФ Геннадий Тростянецкий из Санкт-Петербурга. 20 сентября он также проведет круглый стол «Вопросы творческого развития в современном репертуарном театре»:

– В последнее время у меня теряется ощущение театра как такового, – признался Геннадий Тростянецкий. – С одной стороны, сейчас существует потрясающее разнообразие театральных форм, а с другой – теряется основной критерий этого вида искусства, как говорил Достоевский, «все позволено». Но на мой взгляд, мы не должны забывать о самом важном – можем ли мы отогреть сердца наших зрителей. Ведь дело, которым мы занимаемся, постоянно уточняет – человек еще жив или уже нет, если мы больше не видим его искренней реакции.

В этот же день состоялся круглый стол «Театральный фестиваль как объект социально-культурного проектирования». Его провела театральный критик и аналитик театра, постоянный участник Вампиловского фестиваля Ольга Сенаторова из Москвы.

– Каждый раз, бывая на спектаклях фестиваля, я вижу много молодежи в зале, а это важно, поскольку те спектакли, которые принимают в нем участие, сеют разумное, доброе вечное, – отметила она.

 

Спектакль о том, как человек остался в живых

Очень светлые и теплые ощущения оставил спектакль «Прошлым летом в Чулимске» Молодежного театра на Фонтанке из Санкт-Петербурга. Он открыл фестиваль 16 сентября на основной сцене драмтеатра. Не самая позитивная пьеса Александра Вампилова в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РФ Семена Спивака и режиссера Ларисы Шуриновой дарит надежду на то, что веру человека в лучшее не так просто сломать, как калитку в палисаднике.

Мне показалось, что эта пьеса Александра Вампилова – одна из самых сложных, но в ней есть один момент, который меня привлек, – отметил Семен Спивак. – В какой-то момент человек сталкивается с окружающим миром, и тот его очень больно бьет. Наш спектакль о том, как человек все-таки остается в живых после этого конфликта.

Главная героиня спектакля Валентина в исполнении Дарьи Вершининой – девушка чистая и трогательная. Актриса неслучайно стала за эту роль лауреатом Молодежной премии Санкт-Петербурга, ведь ей удалось создать очень глубокий и пронзительный образ. В постановке вообще прекрасный актерский состав: Хороших играет заслуженная артистка РФ Зоя Буряк, Дергачева – Андрей Шимко, Еремеева – Константин Воробьев, Мечеткина – Денис Цыганков, Помигалова – Алексей Одинг, Шаманова – Артур Литвинов, Кашкину – Регина Щукина, Пашку – Егор Кутенков. Артистам разных поколений благодаря слаженной ансамблевой игре удалось сделать текст Александра Вампилова по-настоящему живым, вскрыть новые смыслы, провести неожиданные параллели.

– Сегодня мир идет как будто не по той дороге: от духовного начала – в сторону искореженной материи, – считает Семен Спивак. – И в судьбе каждого незаметно происходит процесс, когда молодой, добрый, светлый, открытый человек постепенно становится циничен и расчетлив. Наш спектакль – об исчезающей чистоте. Главная героиня Валентина – девушка честная, а мир ее «причесывает». Меня волнует вопрос этого перерождения. И здесь не важен акцент на провинциальности Чулимска. Вампилов взял маленький поселок, чтобы ярче показать волнующую его тему. Душевная деградация, внутренний слом не привязаны к месту – Чулимску, Петербургу, Нью-Йорку, Парижу, Мадриду.

Действие постановки динамично и постоянно держит зрителя в напряжении, заставляя смеяться и сопереживать. Смысловой точкой постановки становится финал, когда после всех трагических событий роковой для Валентины ночи она приходит на работу в Чайную и снова чинит сломанный забор палисадника. Таким образом, режиссер говорит зрителям, что даже самые страшные события в жизни можно пережить и при этом не потерять чистоту в душе.

 

О насилии внешнем и внутреннем

Настоящим художественным потрясением для зрителей стал моноспектакль Театра дю Нор из Франции «Всю жизнь я делал то, что не умел». 50 минут актриса Жюльетт Плюмекок-Меш держала в напряжении зал, играя мертвого мужчину нетрадиционной ориентации.

Сначала зрители увидели ее распластанной на полу в обведенном мелом силуэте. Потом труп начал постепенно оживать, шокируя зрителей сначала своей пластикой и физической формой – оказалось, что у актрисы в анамнезе работа в театре дю Солей – а потом выворачивающим душу наизнанку монологом. Неслучайно пьесу драматург Реми де Вос написал по заказу режиссера театра Кристофа Рока специально для Жюльетт Плюмекок-Меш.

Я много пишу о жестокости, поскольку эта тема очень актуальна и волнует многих, – рассказал Реми де Вос. – Почему мой герой гомосексуалист? Просто эта тема вокруг, и хоть я сам не принадлежу к сексуальным меньшинствам, но считаю, что ее нельзя игнорировать. На самом деле тема этого спектакля гораздо шире, она о том, как мы становимся жертвами, и что в нашем прошлом и внутри нас заставляет терпеть жестокость и насилие.

История героя начинается с того момента, как его в баре оскорбляет незнакомый мужчина, третируя за сексуальную ориентацию. И персонаж рассказывает телом и словом о том, что происходит в его душе. Его переживания не привязаны ни к полу, ни к возрасту, ни к национальности, наверное, поэтому они нашли отклик у большинства зрителей.

– Жестокость является частью нашей жизни, я не знаю, в чем причина этого, – отметил драматург. – Мой герой старается держаться на расстоянии от жестокости, хочет отринуть ее от себя. Это человек, который говорит для того, чтобы остаться в живых. Сначала мы видим преступление, которое совершилось, и мы думаем, что он умер. Но для меня, пока он говорит с людьми, он жив. Думаю, когда у нас больше нет слов, и мы не можем об этом говорить, тогда жестокость торжествует.

После просмотра возникает ощущение, что, возможно, пока существуют подобные спектакли, насилие и жестокость не смогут захватить мир.