Сергей Левченко: Мы показали, что Иркутская область может жить лучше

В конце сентября Иркутская область традиционно празднует день рождения. В этом году ей 82 – дата не круглая. Но если говорить о юбилеях, то 23 августа исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля – генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, который присоединил к государству Российскому Дальний Восток. Именно с этой темы началась беседа губернатора Сергея Левченко с писателями Владимиром Скифом и Анатолием Байбородиным о прошлом, настоящем и будущем региона.  

 

– Сергей Георгиевич, как вы, иркутский губернатор, оцениваете правление своего великого предшественника Николая Муравьева-Амурского?

– Из всей череды губернаторов XIX века и руководителей региона в XX веке, Николай Муравьев-Амурский, пожалуй, самый выдающийся государственный деятель. Ведь ему стоило неимоверных усилий узаконить наши восточные рубежи и присоединить к России Дальний Восток. Тогда вообще было время великих свершений. Было много личностей, которые послужили на славу России, – это и святитель Иннокентий Вениаминов, и граф Невельской. Нужно отметить, что он неформально подходил к своим обязанностям, и его роль в истории формирования нашего государства трудно недооценить.

 

За время моего руководства областью рост экономики составил примерно 5–7% в год, а бюджет вырос в два раза. Это говорит о том, что ранее данные налоги в область не поступали. Можно ли было вернуть их в казну, не наступив на самое больное место промышленников – на карман? Будут ли они пытаться этому помешать? Понятно, что да.

– При этом, мнение о нем неоднозначно, ведь он был властен, и многие считали его деспотом. У него были сложные отношения с купцами – он не боялся идти против них, несмотря на их связи при дворе. А мне вдруг вспомнился один современный губернатор нашего региона, который однажды сказал, что областью правит капитал. А у вас какое отношение с капиталом?

– Слушаю ваш вопрос, и у меня ощущение, что ничего не изменилось. Но я не могу согласиться с тем, что нашим регионом правит капитал. Давайте обратимся к цифрам. За время моего руководства областью рост экономики составил примерно 5–7% в год, а бюджет вырос в два раза. Это говорит о том, что ранее данные налоги в область не поступали. Можно ли было вернуть их в казну, не наступив на самое больное место промышленников – на карман? Будут ли они пытаться этому помешать? Понятно, что да. Ведь помимо поступлений в областной бюджет, в два раза увеличились и налоговые отчисления в федеральную казну. Кстати, мы за три года стали в шесть раз больше строить домов культуры, больниц, школ, детских садов и дорог. Выгодно ли это государству, области и руководству страны? Конечно, ведь за счет того, что мы проявили лучшие способы управления, мы показали, что Сибирь и Иркутская область могут жить лучше. Если бы это было сделано, скажем, 20 лет назад, то область была бы совсем другая. А то, что мнение обо мне может быть неоднозначное, причины для этого очевидны. Сегодня законодательный перекос в пользу капитала очень велик, и немного находится у моих коллег рычагов воздействия на капитал.

 

– А что происходит в лесной отрасли?

– Мы рубим сегодня леса столько же, сколько рубили пять лет назад, но раньше от этой отрасли область получала 3 млрд рублей, а сейчас – 10,5 млрд. Вопрос: куда раньше девались эти 7 млрд, кто покрывал эту ситуацию в разных органах власти и правоохранительных структурах? А на телевидении и в соцсетях сейчас будируют эту тему и кричат, что весь лес в Иркутской области вырубили. Вопрос в том, кому выгодно создавать такой негативный имидж нашего региона? Кстати, в прошлом году по отчету председателя правительства России по незаконным рубкам, в Иркутской области в два раза снизились незаконные рубки. В других регионах таких результатов нет. Следующий пример – мы за прошлый год на 20% снизили отправку круглой древесины за рубеж, ввели чипирование и сейчас через систему ГЛОНАСС знаем, где находится каждый лесовоз.

 

– В этом году в Иркутской области случилось несчастье – огромное по масштабу наводнение на западе Иркутской области.

– Это, пожалуй, самое крупное наводнение за последние пять лет в нашей стране. Ситуация очень тяжелая по количеству пострадавших, затопленных территорий и по ущербу. Пострадавшими признаны 46 тыс. человек. Мы постарались как можно скорее ликвидировать его последствия: восстановили в течение нескольких дней водоснабжение и электроэнергию. Пока они были исправны, 16 водовозов обеспечивали людей питьевой водой. Мы организовали семь пекарен, чтобы накормить пострадавших. Снабжение водой и продуктами не прерывалось ни на один день. Мы вывезли из зоны бедствия почти 600 тыс. куб. мусора, восстановили 22 моста и 49 подтопленных дорог.

 

– С наступлением холодов люди, которые лишились жилья, куда-то заселятся?

– С 8 июля мы их расселили в пунктах временного размещения, большинство живут у родственников и снимают квартиры. Мы приняли решение за счет бюджета Иркутской области компенсировать по 12 тыс. рублей в месяц на эти нужды. Сейчас такие компенсации получают 256 семей. Мы увезли пострадавших на отдых в санаторий «Братское взморье». 5,3 тыс. ребят отправили в лагеря, расположенные как в Иркутской области, так и за ее пределами: в Краснодарском, Приморском краях, Крыму. Что касается жилья, то уже 4 тысячи человек получили жилищные сертификаты, 600 человек из них выбрали и обрели новые дома, по их сертификатам произведена оплата на общую сумму более 1,5 млрд рублей. В Тулуне закончен ремонт дамбы, которая построена в 2008 году. Увеличивать ее не будут, так как принято решение переселить людей из территории, которая подверглась наводнению. Там появится лесопарковая зона, а люди будут жить в микрорайонах, которые находятся выше, где нет опасности затопления. Для Тулуна разработана новая трассировка дамб, которые защитят город с учетом этих изменений.

 

– В этом году в области была тяжелая ситуация с пожарами.

– Действительно, в зоне наводнения выпала трехмесячная норма осадков, а на севере практически за весь июль – ни капли. Этой зоне присвоен пятый класс пожарной опасности. Конечно, там была введена чрезвычайная ситуация, вся хозяйственная деятельность в лесах запрещена. Задачу защиты населенных пунктов от пожаров мы выполнили. Тушение обеспечивала бригада авиадесантников, но площадь возгорания была очень большая. Всего там работали 1500 человек и порядка 300 единиц крупной техники. Кстати, Иркутская область хоть и обладает самой большой лесосетью, но по площади возгорания мы на четвертом месте среди регионов России.

 

– Вы помогаете восстанавливать церкви, в то же время вы – коммунист, нет ли здесь противоречия?

– Я – атеист, но я во взаимоотношениях с православной церковью исхожу из истории и духовных ценностей нашей страны, которую невозможно отделить от этой культуры. Христианская религия оказала большое влияние на архитектуру, ведь наши храмы – одна из составляющих культурного кода России. Вспомним также изобразительное искусство, которое выросло из иконописи, и музыкальное искусство, развивавшееся в храмах. Именно поэтому я стараюсь помогать православной церкви. Пример тому Духовно-просветительский центр им. святителя Иннокентия Вениаминова в селе Анга Качугского района. Мы помогли установить купола и кресты на церкви в Тулуне, ведь не может такой красивый храм стоять обезглавленным. Сейчас мы ищем возможность реставрации церкви в Верхоленске.

 

– Сергей Георгиевич, у вас такой плотный график, находите ли вы время для чтения?

– Я все время читаю, не проходит и дня, чтобы я не открыл какую-нибудь книгу. Конечно, вкусы человека с возрастом меняются. Я, например, научился читать еще до школы, и в четвертом классе уже осилил «Войну и мир» и «Анну Каренину» Льва Толстого, многое из того, что мне купили на будущее по программе. Правда, из-за этого мне было неинтересно на уроках литературы. В юношестве я читал Александра Дюма, Вальтера Скотта. Потом с возрастом я начал читать современных русских писателей и очень увлекся Леонидом Леоновым. Почти 10 лет перечитывал его, возвращался к его произведениям, настолько мне понравился его скупой интеллектуальный слог. Когда я стал еще старше, то начал читать историческую литературу. Прочитал много книг о мировых лидерах.

 

– Ваши пожелания землякам в связи с юбилеем Иркутской области?

– Сибиряки всегда отличаются своим особым характером. С одной стороны, самостоятельностью, поскольку привыкли рассчитывать на свои силы, ведь до Москвы, как говорится, далеко. И наша природа воспитывает переносить сложности и отсутствие комфорта. Еще мы судим окружающих не по словам, а по делам, но в то же время верим людям. И именно в этой совокупности качеств – наша сила, и мне очень бы хотелось, чтобы мы их сохранили. А еще я желаю землякам здоровья, счастья и благополучия!

Елена ОРЛОВА