Сельский учитель – больше чем профессия
Учитель сельской школы – это миссия. В селе он – не просто житель, а источник добра, света и творчества. «Родина начинается там, где ты живешь» – учит своих детей педагог Алятской общеобразовательной школы Галина Мусатова.
Вдохновляюсь день за днем
Педагогом она стала не случайно. Сколько себя помнит – всегда с малышней, среди ребят. В семье, где росла Галя, воспитывали восьмерых детей. Так детская обязанность быть наставником переросла в профессию.
Галина окончила гидрометеорологический техникум, получив специальность техника-гидролога. Затем был географический факультет в педагогическом университете. И вот уже 19 лет для Галины Борисовны звенят школьные звонки, а она, как и много лет назад, – красивая, подтянутая, деловая.
Профессию Галина Борисовна выбрала по призванию, но поняла это много позже, когда уже работала в школе. Ее предмет не просто позволяет познакомиться с природой, узнать ее законы, но и поделиться своей любовью к миру.
На ее уроках всегда интересно. Отсюда у класса и любовь к родной природе, а значит, и к родной земле.
И педагога в профессии держит любовь к ученикам.
– Я вдохновляюсь день за днем, видя их горящие глаза. Это бесценно! – говорит она.
Галина Борисовна – большой патриот своей земли. В селе Аляты Аларского района она родилась, выросла, окончила школу. Она по-настоящему учит детей любить свою малую родину. Учит ребят думать над своим образом жизни и его непосредственным влиянием на окружающую среду.
Уроки на озере
Педагог создала в школе экологическое творческое объединение «ЛУЧ» – «любознательные, увлекательные человечки». Программа рассчитана на три года и содержит блоки по экологии растений и животных, экологии человека и экологическому мониторингу. Тематические линейки, озеленение школы, трудовые десанты, семинары по экологии, конкурсы плакатов на экологическую тему – чего только не придумывает сельский учитель.
Много лет педагог и дети претворяют в жизнь проект по защите озера Аляты – одного из крупнейших водоемов Приангарья. Для Галины Борисовны и тех, кто вырос на его берегах, это колыбель детства.
Вокруг озера ребята вместе с педагогом обустроили экологическую тропу. Так озеро стало большим учебным пособием, самим уроком.
– Это одна из привлекательных форм организации деятельности по экологическому воспитанию. Учебная тропа создается детьми, для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители – например, их родители. Создание тропы, уход за нею приучают детей к бережному отношению к общему достоянию. Они уже никогда не бросят на берегу озера мусор. И другие, глядя на работу детей, туристы, например, тоже стараются бережнее относиться к озеру и его берегам, – рассказывает педагог.
На эколого-краеведческом маршруте, проходящем вокруг озера, дети проводят исследовательские работы по изучению видового разнообразия и условий жизни растений и животных. Определяют состояние воды путем анализа проб, изучают влияние человека на водоем.
Ребята пишут работы по характеристике озера, его водотокам, проводят санитарную очистку берега от мусора. Зимой, например, они делают проруби во льду для лучшего насыщения воды кислородом.
Разработаны правила поведения на экотропе, которая рассчитана на несколько привалов. В каждом месте – будь это исток Алари, устье реки Бабагай или падь Куфтанка, дети узнают что-то новое.
Пристальное внимание отводится освященному источнику Аршан, вода из которого вылечивает глазные и кожные заболевания. В 1998 году источник был освящен ламой Иволгинского дацана. Была построена беседка, облагорожен источник. Ребята осенью и весной проводят трудовые десанты по уборке места. Попутно исследуют обычаи, традиции бурятского народа, связанные с рыболовством.
По итогам своей работы дети оформляют альбомы, в которые включены рисунки, фотографии, сочинения, стихи.
С проектом «Река моего детства» школьники из Алят в этом году приняли участие в международном водном форуме, на котором были отмечены их усилия по сохранению живой природы.
Минуты общения с учителем вне школы – это время, проведенное с пользой, говорят ребята.
– Мы с удовольствием ходим в походы, собираем мусор или сажаем деревья, ведь рядом с нами наша Галина Борисовна, а с ней все интересно!
Не отставать от городских сверстников
Галина Мусатова – еще и руководитель проекта «Дизайн школы».
– Она создает уютную образовательную среду, чтобы дети видели перед собой красивое, росли в красивой среде. Наши дети не ломают мебель, не рисуют на партах, наоборот, занимаются благоустройством, – говорит директор школы Надежда Бутуханова.
А на днях в школе открылся Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проектом тоже руководит Галина Борисовна. Проект нацелен на повышение качества подготовки школьников и рассчитан на три года.
– Это расширит возможности для предоставления качественного образования для ребят, поможет сформировать у них современные технологические и гуманитарные навыки. Теперь сельские дети не будут отставать от городских сверстников, – радуется Галина Борисовна.
Такие привычные предметы, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ», здесь будут преподавать по-новому благодаря современному оборудованию: 3D-принтерам, квадрокоптерам. А еще добавятся уроки по шахматам, робототехнике, медиатворчеству, компьютерному черчению.
– Работа в таких условиях позволит детям и подросткам совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление, психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, – перечисляет педагог.
Для нового проекта подготовлены учебные кабинеты, сама Галина Борисовна на базе иркутского «Кванториума» прошла обучение.
– Для кого-то новые компетенции смогут в дальнейшем стать профессией. Отныне в школе вполне реально научиться основам программирования, навыкам дизайна, попробовать себя в архитектурных задачах. Для школьников качественное образование – основа основ. Поэтому «Точка роста» – это реальная путевка в жизнь, – уверена Галина Борисовна.
Возможности нового оборудования она мечтает соединить с экологическими задачами. Например, при помощи аэросъемки с квадрокоптера теперь можно выявлять несанкционированные места сброса мусора.
У педагога море идей. А значит, впереди новые проекты.