Итоги Байкальского международного салона образования
Изменилось общество – изменилась школа
Новое время ставит перед образованием новые вопросы. Искать ответы на них призван Байкальский международный салон образования (БМСО), который прошел в Приангарье во второй раз.
От детского сада до вуза
– Это крупномасштабное мероприятие с участием региональных и зарубежных партнеров: экспертов из Индии, США, Германии, Франции, Монголии, Китая. Одно из значимых событий этого года – подписание договора о сотрудничестве между министерством образования Иркутской области и регионом Гренобль (Франция), – отметил замгубернатора Иркутской области Владимир Дорофеев, приветствуя гостей и участников.
Исторически сложилось так, что Байкальский международный салон образования «вырос» из Московского. И не просто удачно стартовал самостоятельно, но и удивил повесткой, подходом, итогами.
– Происходит глобальная смена ролей, когда ребенок из объекта образования становится субъектом, – отметил директор АНО «Международный салон образования» Максим Казарновский. – Мы попробуем исследовать – как будет меняться вся система взаимоотношений вокруг ребенка, как меняется школа, педагог, родитель, регулятор. Предметом исследования станет система взаимоотношений. Мы увидим, как классный руководитель будет взаимодействовать с новым учеником. Как школа станет центром коммуникации сообщества выпускников, города, района. Мы посмотрим, как университеты станут активными игроками на региональном и федеральном рынке.
Министр образования региона Валентина Перегудова отметила, что салон является принципиально важным, ключевым событием, которое охватывает практически все темы, существующие сегодня в российской образовательной среде от детского сада до высшей школы.
Равные возможности для всех
Тесты, консультации с психологами, встречи с представителями вузов и работодателями – каждый желающий мог найти что-то свое, придя на образовательный салон.
Муниципалитеты Приангарья представили свои наработки в сфере дошкольного образования. Так, усть-кутские педагоги поделились опытом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В помощь особенным детям они направили театр и рассказали о положительном опыте тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с ОВЗ в школьную среду.
Павильон «Электронный образовательный ресурс для школ «ЯКласс» собрал множество гостей.
– Информационные технологии все глубже проникают в образовательный процесс. Школа сегодня – это компьютеры, планшеты, интерактивные доски, мультимедийные панели. Несмотря на все инновации, мы продолжаем тратить большую часть времени на планирование, подготовку к урокам, проверку домашних заданий. Мне интересен этот образовательный ресурс, поскольку он помогает избавиться от рутины, – прокомментировала педагог из Усть-Илимска Маргарита Лукашина.
Компания из Екатеринбурга представила на салоне электронный конструктор, который сам проверяет правильность сборки электрических схем. Их детище может стать пособием для уроков физики, либо послужить в дополнительном образовании.
Во второй день работы салона у жителей региона была возможность встретиться с представителями власти – министрами Иркутской области, курирующими социальный блок, и задать им вопросы на круглом столе «Разговор с властью». Еще один день салона стал родительско-детским. На нем были представлены лучшие практики и инновации в работе с детьми.
Разговор о советской школе
Дискуссионная площадка о советской школе стала не просто местом встречи тех, кто ностальгирует по прошлому. Ее участники искали ответы на вопрос: что нужно и важно сохранять из прошлого советского опыта.
– Доступность, фундаментальность, всеохватность, понятные правила и требования, уважение и почет учителю, единые учебники, воспитание трудолюбия – вот черты, отличающие советскую школу от современной. Именно благодаря советской школе с 1933 по 1978 годы страна дала миру 11 Нобелевских лауреатов, – перечислил доктор юридических наук, экс-министр образования Пермского края Николай Карпушин.
Он процитировал американского президента Джона Кеннеди, который сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Но советская образовательная система, в то же время, не была совершенной. Экономика отодвинула престиж учительской профессии далеко назад.
БМСО-2019:
800 спикеров
249 мероприятий
100 экспонентов
15 тысяч посетителей
Заместитель мэра Саянска, педагог-историк Александр Ермаков зафиксировал несколько маркеров советской школы. Среди них строгий дидактический и методический подход, авторитетный статус учителя, отношения педагога и ученика.
– В современной российской школе из-за слабой подготовки кадров потерян дидактический подход. Из школы хоть и ушла политизация, зато размыты границы теории и воспитания, – отметил спикер.
Замминистра образования Иркутской области Елена Апанович уверена – важно не просто ностальгировать о советской системе образования, но и меняться к лучшему:
– Плач о советской школе и вузе чаше всего возникает, когда мы сталкиваемся с инновациями и изменениями. Но включается критическое мышление, и мы начинаем понимать, что это нововведение позитивно – оно поможет улучшить наш труд, качество взаимоотношения с учениками и так далее. Мы подошли к тому, что учитель перестал быть источником знаний. Знания стали общедоступны. Но это не значит, что они уже не нужны, подача знаний должна измениться. Поэтому важно научить ученика добывать информацию. Мы ничего не потеряли, мы приобрели новое общество и новые возможности, именно к этому с определенной скоростью надо адаптироваться. И все лучшее от советской школы надо взять с собой.
Модератор площадки, директор Центра социально-экономического развития школы, института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий добавил, что школа ранее была плотно интегрирована в общество и экономику.
– Мы потеряли что-то не только из-за образовательных реформ, а из-за того, что изменилась социальная структура общества. Изменилось общество – изменилась школа. А ностальгия и переживание о советской системе образования связано с травмой от потери СССР как особой цивилизации.
Участники дискуссии говорили, что нельзя в новой школе забывать о нравственном воспитании, воспитании патриотизма. Педагоги-словесники с болью говорили о содержании современных учебников по литературе – то, что в них сегодня кажется передовым, в советское время считалось просто примитивным.
Каким быть современному выпускнику?
В рамках салона Максим Казарновский провел панельную дискуссию «Другая школа. Образ выпускника». С участием руководителей образовательных учреждений Иркутска собравшиеся обсудили – какие технологии, авторские методики, «лайфхаки» влияют на формирование личности ребенка, помогают ему стать успешным и востребованным на выходе из школы?
Директор иркутской школы № 69 Александр Сопин заявил, что образ выпускника формируются через рейтинг академических успехов, традиции, мероприятия и события.
– В программах развития необходимо менять компетенции. Есть такое понятие SoftSkills – это мягкие гибкие компетенции. Их надо развивать у детей. Я долгое время работал в бизнесе. Сталкивался с тем, что увольнял красных дипломников, которые хорошо знают жесткие навыки – математику и логику, знакомы с акцентами бизнес-культуры, но не умеют здороваться, работать в режиме многозадачности, договариваться. Такой выпускник – инертная субстанция, он не приживется в бизнес-структуре. Выпускник – это тот, кто хорошо ориентируется в мире. Для меня выпускник – это человек, готовый к успешной самостоятельной жизни, а не просто социально адаптированный. В каждой школе должен быть воспитательный лейтмотив. В нашей школе их два – первоклассник с первых дней знает, что школа – это пространство его личных побед. Каждый ребенок на генетическом уровне становится звеном школьного ДНК. Вторая важная истина – в нашей школе все должны быть счастливыми и, если повезет, – успешными.
Директор лицея № 1 города Братска Игорь Олёкминский говорил о том, что выпускник должен обладать нравственным и физическим здоровьем, и рассказал, какими образовательными технологиями это достигается. Так, берется конкретная тема по физике, химии, истории, математике, и весь год вокруг этого строится проектная деятельность.
Ребенок должен быть адаптирован к современной жизни, поэтому в лицее № 36 РАО РЖД выходят на прямой диалог с родителями. Об этом на панельной дискуссии рассказала директор лицея Ольга Штепина. По ее мнению, модель выпускника лицея – это образ смелого молодого человека, не боящегося менять свои приоритеты.
Также, по опросу аудитории, выпускник должен быть самодостаточным, целеустремленным, умеющим самостоятельно добывать знания, конкурентоспособным, стрессоустойчивым и, конечно, физически здоровым.