Как уберечь Байкал от ЧС?

«Над экологией Байкала нависла реальная угроза», – об этом заявил председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол на выездном совещании депутатов в Байкальске, посвященном ликвидации отходов БЦБК.

 

Опасное наследие

Байкальский ЦБК закрыли шесть лет назад. А его токсичное наследие держит в напряжении не только местных жителей, но и экологов, и ученых, и органы власти, и всю мировую общественность. Депутаты областного парламента неоднократно поднимали и продолжают поднимать вопросы по утилизации опасных отходов.

Один день в этом году спас нас от трагедии. Карты уже были на грани переполнения, – сообщил депутатам Заксобрания мэр Байкальска Василий Темгеневский во время осмотра емкостей аварийного накопителя очистных сооружений ТЭЦ.

В этом году из-за обильных осадков резервуары оказались переполнены. Как уточнил глава территории, в настоящее время в емкостях находится около 220–240 тыс. тонн черного щелока.

– До сих пор нет технического решения по ликвидации этого черного щелока. Если завтра пойдут обильные дожди, какие были летом, или сойдут сели, или зимой выпадет много снега, то катастрофы не избежать. Период маловодья закончился, осадков будет с каждым годом все больше. Отсюда до Байкала 500 метров. Токсичную жидкость перекачиваем в другие емкости, чтобы хоть как-то контролировать ситуацию. Но это не может происходить бесконечно, – поясняет Василий Темгеневский.

– Если щелок попадет в Байкал, что будет? – с таким вопросом обратился Сергей Сокол к академику РАН Игорю Бычкову.

– Экологическая катастрофа, – констатирует ученый. – Черный щелок – это побочный продукт производства целлюлозы, представляет собой сложную смесь органических и неорганических веществ. К сожалению, эта жидкость не разлагается. И в Байкале нет ни одного организма, который бы смог ее усвоить. Фактически в этих емкостях находится мина замедленного действия. Необходимо срочно принимать эффективные меры!

Опасения у экспертов вызывает и тот факт, что емкости связаны большим количеством подземных коммуникаций, и на сегодняшний день официальной информации о точном количестве черного щелока под землей нет. Об этой проблеме депутатам рассказал заместитель генерального директора ООО «ВЭБ инжиниринг» Александр Фролов. Именно эта организация по договору подряда ищет способы рекультивации отходов БЦБК.

Если полигоны для накопления отходов были сделаны как гидротехнические сооружения, имеют глиняный замок, то здесь такой защиты нет. Разрушение любой из емкостей позволит жидкости уйти в грунтовые воды и в Байкал. Под комбинатом находится очаг загрязнения, который требует срочного дообследования и включения его в единый реестр накопленного экологического ущерба. И он сопоставим с теми объемами, которые находятся в шлам-накопителях Солзанского полигона. Мы считаем, что БЦБК необходимо рассматривать как единый имущественный комплекс, который связан сетью коммуникаций, – подчеркнул Александр Фролов.

Далее парламентарии осмотрели мост через реку Солзан, который был разрушен в результате наводнения в августе 2019 года. Как рассказал мэр Байкальска, в настоящее время восстановлены коммунальные магистрали, которые проходят через мост, это позволит обеспечить отопительный сезон в городе. На полное восстановление моста требуется порядка 280 млн рублей, для ускорения сроков ввода строительные работы будут вестись одновременно с проектированием.

 

Действовать, а не сидеть сложа руки!

Открывая совещание по ликвидации отходов БЦБК, Сергей Сокол напомнил, как еще в феврале по инициативе парламентариев к обсуждению была привлечена рабочая группа Совета Федерации. Решения и рекомендации февральского совещания были поставлены исполнительной властью на особый контроль. Спустя полгода, после паводка и ЧС, никто не принял никаких мер. Наоборот, ситуация осложнилась – на сегодняшний день АО «Росгеология» приостановила работы. Хотя это единственный исполнитель контракта по утилизации отходов БЦБК.

Спикер обратил внимание, что 12 сентября 2019 года президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению. Шесть из девятнадцати поручений даны правительству Иркутской области, срок исполнения – 1 января 2020 года.

– Учитывая динамику продвижения в региональном правительстве всего, что касается БЦБК, а точнее, ее отсутствие, мы как представительный орган не можем не взять исполнение поручений на особый контроль совместно с надзорными органами, – подчеркнул Сергей Сокол.

Ситуацию прокомментировал Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин. По его словам, изначально проект был разработан с грубыми нарушениями водоохранного законодательства. А в дальнейшем «Росгеология» как единственный исполнитель контракта сорвала сроки его выполнения. До сих не сделана корректировка проекта и не определена технология утилизации отходов. Нарушения допущены, в том числе, по причине недооценки потенциала ученых Иркутского научного центра СО РАН.

В ответном слове заместитель председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов напомнил, что в декабре региональное правительство и «Росгеология» заключили договор на исполнение работ, позднее было заключено допсоглашение.

– По этому соглашению была прописана обязанность исполнить первую часть – представить проектную документацию, откорректировать ее, провести экологическую экспертизу и в готовом виде представить нам, заказчикам, до 30 июня 2019 года. К сожалению, сейчас октябрь на дворе, этих результатов мы не имеем. Несмотря на то что уже неоднократно вступали в переписку, садились за стол переговоров и так далее, до настоящего времени конкретных дат, когда мы их получим, у нас нет. В ответ правительство области направило претензионные письма. Сейчас решается вопрос дальнейшего развития событий. Однако работа ведется: продлено техзадание на проектирование рекультивации по 10 картам, в начале ноября должны отправить его в Минприроды России, а до 1 июля 2020 года передать все имущество БЦБК в областную собственность, – сказал Теймур Магомедов.

Академик Игорь Бычков сообщил, что на созданном портале по ликвидации отходов БЦБК со всего мира поступило около полусотни предложений. Экспертное сообщество должно тщательно проверить эти технологии и провести испытания.

В вопросах ликвидации отходов БЦБК нельзя сидеть сложа руки. Депутаты областного парламента сдвинули с мертвой точки угрозу, которая нависла над Усольем-Сибирским. Федеральный центр включился в решение проблемы. Уверен, и здесь мы просто обязаны устранить и предотвратить экологическое бедствие. Будем держать этот вопрос на парламентском контроле, – резюмировал Сергей Сокол.

Спикер Заксобрания напомнил, что поручения президента РФ адресованы в том числе Генеральной прокуратуре РФ совместно с ФСБ России и МВД, которые до 1 марта 2020 года должны дать правовую оценку деятельности работников организаций и должностных лиц.