Два иркутских дома-памятника изъяли у собственника

Памятники деревянного зодчества, входящие в состав крупной городской усадьбы Александра Вержбы, по решению суда изъяты у собственника. Они находятся в Иркутске по адресу – улица Карла Либкнехта, 45 (литеры А и Б). За более чем десять лет ценные объекты культурного наследия пострадали из-за бездействия владельцев. Памятники, пережившие страшный пожар 1879 года, оказались беззащитными перед локальными возгораниями XX–XXI века.

– Наше исковое заявление поддержал Кировский районный суд Иркутска, поскольку эти объекты находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, – сообщил руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Андрей Фоменко. – Собственник не принимал мер для их восстановления, хотя еще в 2015 году он выдал нам охранные обязательства на оба здания. В них прописаны мероприятия по восстановлению зданий. Однако они так и не были выполнены. За четыре года состояние объектов культурного наследия значительно ухудшилось. По решению суда они перейдут в областную собственность путем выкупа. Его сумму определят независимые эксперты.

Особняк и флигель являются одними из немногих сохранившихся в Иркутске памятников «допожарной» постройки. Они исполнены в традициях позднего классицизма, с применением иркутских особенностей домостроения. Памятники представляют большую культурную и историческую ценность.

– Красоту главному дому придавали барочные наличники, – рассказала заместитель начальника отдела госохраны памятников архитектуры и оформления охранных обязательств службы Елена Иванова. – Это последняя стадия развития иркутских особняков, которые были построены до пожара. Крупный двухэтажный жилой дом с антресольным помещением в дворовой части и двумя входными прирубами был весьма вместительным и комфортным для проживания. Такие традиционные иркутские строительные приемы также позволяли охранять от посторонних глаз частную жизнь владельцев дома.

Усадьба Александра Вержбы сформировалась в 1860-х годах и к началу ХХ века была одним из наиболее крупных домовладений на улице Саломатовской, а в наши дни – Карла Либкнехта. Точно неизвестно, кто возвел дома усадьбы, так как документы на ее застройку, вероятнее всего, сгорели вместе с городским архивом в пожаре 1879 года. Не исключено, что это и был иркутский мещанин Александр Федорович Вержба, который являлся владельцем усадьбы в последней четверти XIX века. Известно, что Иван Александрович был успешным чиновником, служившим, в том числе, в должности городского столоначальника.

К настоящему времени часть дворовых хозяйственных построек усадьбы утрачена. Сохранились лишь четыре крупных деревянных дома – №№ 41, 43, 45, литеры А и Б. Причем два последних – наиболее ценные постройки – уже более десяти лет находятся в руинированном состоянии. Эти здания были расселены после пожара, случившегося в марте 2004 года, но потом пламя в них тушили еще не один раз. Кстати, до 2009 года памятники находились в муниципальной собственности и являлись объектом

повышенного внимания иркутских властей. Это, впрочем, не шло на пользу самому памятнику – обугленные и покосившиеся стены, зияющие оконные проемы и полностью заваленный мусором нижний этаж – пугали жителей и туристов. Не в лучшем состоянии был и флигель. Некоторое время спустя доступ в дом закрыли профлистами. В таком состоянии здания пребывают и по сей день, хотя с 2009 года ими владеют различные частные лица, которые в соответствии с законодательством принимали на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Однако скоро благодаря решению суда памятник наконец будет восстановлен.

– Мы удовлетворены решением суда и в дальнейшем планируем продолжать такую работу, – отметил Андрей Фоменко. – Тем более, что это не первый случай изъятия памятника истории и культуры у собственника. В 2012 году решением Кировского районного суда Иркутска в связи с невыполнением обязательств по содержанию у предыдущих собственников было изъято самое старое деревянное здание города – дом Шубиных. Это позволило сохранить памятник, сейчас в нем идут реставрационные работы.