Спектакли и кедровые шишки привезли иркутские артисты в Санкт-Петербург

Встречами с новыми зрителями и старыми друзьями, теплым приемом и бурными аплодисментами запомнятся Иркутскому областному театру-студии «Театр Пилигримов» гастроли в северной столице. Напомним, что с 14 по 16 ноября коллектив принимал участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме и с успехом сыграл спектакли «Страсти по Марии» и «NoRa».

Мы привезли в Санкт-Петербург не только спектакли, но и кедровые шишки для каждого зрителя, – рассказала директор театра Людмила Ваховская. – Для нас одновременно ответственно и очень волнительно показывать спектакли здесь, ведь это не только культурная столица России, но и родной город основателя нашего театра – композитора Владимира Соколова. Он, кстати, обещал артистам гастроли в этот город.

Первый спектакль, сыгранный 14 ноября в Театре Цехъ, показал, что волнения были напрасны – иркутян ожидал очень теплый прием. Зал на 100 мест был полон. Зрители очень живо реагировали на непростую тему постановки «Страсти по Марии». В особенно трогательные моменты у многих на глазах были слезы. В финале артистов поблагодарили бурными аплодисментами, громкими криками «Браво!» и цветами.

Очень приятно, что молодые ребята с берегов Ангары впервые приехали на брега Невы, – обратился к коллективу председатель правления санкт-петербургской общественной организации Иркутское землячество «Ангара» Виктор Архипов. – Светлая память основателю театра Владимиру Соколову, с которым я был знаком. Уверен, что сибирская молодежь с таким темпераментом и светлым взглядом на мир будет иметь успех везде. Надеюсь, что наша дружба будет продолжаться.

На спектакле «Страсти по Марии» среди зрителей также были иркутяне, которые переехали на постоянное место жительства в Санкт-Петербург.

Почти всех участников этого театра я знаю лично, был знаком и с его основателем, поэтому не мог пропустить гастроли коллектива в Санкт-Петербурге, ведь это своеобразное возрождение театра после его ухода, и, кстати, спектакль мне очень понравился, – отметил Александр.

В этой постановке много сердца, есть искренний посыл, который заставляет тело покрываться мурашками, – поделилась Екатерина. – В коллективе красивые голоса, и сам факт спектакля такой крупной формы сейчас не частое явление в театре.

В зрительном зале было много студентов, которые очень живо реагировали на постановку.

Спектакль понравился – красивое сочетание музыки и действия, – отметила студентка колледжа искусств Надежда. – Необычно, что у артистов разный вокал – у кого-то оперный, а у кого-то эстрадный. И струнные инструменты эффектно сочетались с рок-ансамблем.

Напомним, премьера пьесы на стихи поэта Анатолия Кобенкова и музыку Владимира Соколова в постановке режиссера Вячеслава Кокорина впервые состоялась в сентябре 2000 года. Новый спектакль поставили художественный руководитель Константин Артамонов и режиссер Анна Агапитова, которые сейчас получают высшее образование в Санкт-Петербурге. В рок-опере задействованы 10 актеров и восемь музыкантов – рок-группа и струнный квартет.

Гастроли – событие волнительное и ответственное, тем более было страшно ехать в город с такой насыщенной культурной жизнью, где столько театров, с певцами высшего класса, – рассказала актриса театра Анастасия Винтер. – Особенно символичным для меня стал спектакль «Страсти по Марии». Музыка Владимира Игоревича Соколова, исполняемая в городе, который он считал родным. Совсем не хотелось его подвести. Но питерская публика оказалась такой доброжелательной, такой восприимчивой. Казалось, под конец спектакля зрители дышали в такт с артистами. Для меня эти гастроли стали еще и проверкой профессионализма, запаса прочности, ведь работать приходилось много, переключаться оперативно.

16 ноября в Театре Цехъ состоялась премьера арт-рок мюзикла «NoRA» по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Художественный руководитель «Театра Пилигримов» Константин Артамонов написал музыку к спектаклю и текст к ариям героев. Режиссер постановки Анна Агапитова создала инсценировку. В этот день в театре царил полный аншлаг. По лицам и реакции зрителей было видно, что эта история о любви, долге, предательстве и обретении себя захватила их полностью. Многие подходили к участникам «Театра Пилигримов» после спектакля, чтобы поблагодарить их за подаренные впечатления.

После выступления в Санкт-Петербурге коллектив отправился в Ленинградскую область, где 18 ноября представил свои спектакли в Гатчине, а 19 ноября – в Кировске.

– Яркие костюмы, интересный сюжет, живое профессиональное выступление, отличный вокал, я получил только положительные эмоции, – отметил Николай. – Думаю, у артистов большое будущее. Хотелось бы чаще видеть их в наших краях.

Кстати, коллектив театра тоже не остался без культурной программы. 17 ноября днем труппа побывала на экскурсии в Павловском дворце, а вечером посмотрела спектакль «Три сестры» в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова.

 

Мнение:

Лилия ЛАТЫПОВА, петербургский театральный критик:

Гастроли иркутского «Театра Пилигримов» – несомненно, одно из заметных событий Международного культурного форума. Театр существует почти 30 лет и связан с северной столицей прочными узами. Но удивительно – до сих пор ни разу не добирался до Питера, это первое знакомство горожан с искусством маленькой, но очень самобытной труппы, работающей в жанре рок-оперы. Иркутский коллектив позиционирует себя как «театр музыкальных образов», подчеркивая приоритет музыки. Действительно, музыка несет основную выразительную нагрузку – в спектакле о Деве Марии это фактически «зонги» в стиле рок-опер 1970-х годов – они захватывают своей ритмической энергией, вдохновенными мелодиями, повторяющимися на протяжении спектакля в разных комбинациях. Музыка звучит соло и в вокальных ансамблях, на сцене от начала до конца работает «оркестр» из струнного квартета, клавиш синтезатора, электрогитар, ударной установки. Живая музыка не всегда безупречно исполняется, но она живая, искренняя, ее интересно слушать, а после спектакля ловишь себя на том, что поешь эти мелодии, то есть они остаются в памяти зрителей – а это уже огромное достижение.

«NoRa» – фактически премьерный спектакль, который петербуржцы увидели первыми. Артамонов с почтением говорит о том, чьим преемником он стал, но в то же время молодой музыкант полон дерзкого желания утвердить собственный стиль и свое понимание музыкальной драматургии в спектаклях данного жанра. Cпектакль, на мой взгляд, убедительная творческая победа Константина Артамонова и Анны Агапитовой. Вещь тонкая, глубокая. Увлекательная личная драма женщины, внезапно осознающей ничтожество и пустоту своей благополучной жизни, в исполнении иркутских «пилигримов» превращается даже не в мюзикл, а настоящую «оперу»! Потому что Артамоновым создана развивающаяся по чисто музыкальным законам драматургия. Это не просто набор красивых мелодий, иллюстрирующих драму, но сквозное музыкальное действо. Думаю, что иркутская «NoRa» – одно из необычайно талантливых прочтений популярной драмы, где все компоненты – игра актеров, сценография, режиссура, музыка, танец – находятся в живом и органичном взаимодействии. Сама я была очень рада знакомству с искусством старого русского города, которое так достойно представил «Театр Пилигримов».