Герои среди нас: Какие артефакты хранят школьные музеи Приангарья?

Областной конкурс школьных музеев боевой и трудовой славы завершился в Иркутске. Лучшими признаны пять музеев, которые представят на Всероссийском смотре в декабре.

Конкурс посвящен 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Побороться за звание лучшего школьного музея можно было в шести номинациях: «Этот день мы приближали как могли», «Лучший музей по проведению поисковой работы», «Лучший музей по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны, благоустройству захоронений, оказанию помощи ветеранам», «Все для фронта, все для Победы», «Герои среди нас», «Великие битвы великой войны».

Всего на областной этап подали заявки 46 школьных музеев, в прошлом году было только 30, – рассказала координатор Татьяна Харламова. – При определении победителей оценивали образовательно-воспитательную, поисковую и исследовательскую работу, эстетику оформления, наличие стендов о героях Великой Отечественной войны, значимых битвах… Учитывали сотрудничество музеев с волонтерами, СМИ, ветеранами. Приветствовалось наличие буклетов и видеофильмов.

На всероссийский этап региональная комиссия отобрала пять участников. Это музеи школы села Будагово Тулунского района, школы-интерната № 25 города Вихоревка Братского района, школы села Подымахино Усть-Кутского района, школы поселка Култук Слюдянского района и музей иркутской школы № 11.

Музей будаговской школы, которая носит имя Героя СССР Алексея Шалимова – легендарного уроженца села, был открыт 44 года назад и считается первым школьным музеем Тулунского района. Его гордость – экспонаты, собранные краеведами на местах боев 47-й стрелковой дивизии 43-й армии дважды Героя СССР Афанасия Белобородова, в которой сражались жители села Будагово у деревни Чайка на Псковщине. Часть коллекции посвящена Алексею Шалимову. Каждый год в конце декабря в школе проходит шалимовская линейка, где классы рапортуют о проделанной работе и повязывают галстуки вновь прибывшим в пионеры ребятам.

– Школьникам нужны героические образы, с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Музей – это не просто пылящиеся экспонаты или выставки, это работа детей по изучению историко-культурного наследия. У нас проводятся экскурсии, уроки, встречи с интересными людьми, – рассказывают сотрудники.

Музей вихоревской школы-интерната № 25 гордится тем, что удалось восстановить из небытия имя Галкина Всеволода Николаевича, узника Озерлага, отбывавшего наказание в Вихоревке в 1950-е годы.

– А поиск мы начали, потому что в 2017 году в наш музей обратилась Лариса Бодрова из Новосибирска с просьбой узнать хоть что-то о судьбе ее дяди. Нам удалось восстановить дату смерти и найти его могилу. Спустя год на камне памятника «Жертвам Озерлага» в Вихоревке была установлена мемориальная именная табличка Всеволоду Галкину, – рассказала руководитель музея Екатерина Акулич.

Школьникам нужны героические образы, с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Школьный музей – это не просто пылящиеся экспонаты или выставки, это работа детей по изучению историко-культурного наследия.

Многие работы музея приурочены к юбилеям Победы. Например, совместно с районным Советом ветеранов удалось выпустить сборник «Послание потомкам» про участников Великой Отечественной войны тиражом 200 экземпляров и вручить лично каждой семье ветерана.

В этом году работа продолжается. Уточняются списки, собирается информация о новых участниках войны, в том числе при помощи военкомата, проводятся встречи с детьми и внуками солдат-победителей. Планируется выпуск еще одного сборника, – отметила Екатерина Акулич.

Музейная работа в подымахинской школе началась в 1950-е годы, когда ученики и педагоги проводили поисковые экспедиции. Сейчас фонд музея составляет более 10 тыс. экспонатов. Реалии военного времени отражают списки сельчан-фронтовиков (всего из Подымахинского сельского Совета ушло на фронт более 250 человек, 122 из них не вернулись в родные дома), а также книги, альбомы, фотографии, подлинные фронтовые треугольники, экспонаты с мест раскопок, награды и орденские книжки.

– Это филиал музея Победы, а такая честь выпадает далеко не каждому школьному музею. Его сотрудники были на местах боев: Невском пятачке, в Старой Руссе, где вели поисковые работы, а после издали три архивно-документальные книги, в том числе о земляках – защитниках Ленинграда. Сейчас планируют четвертую книгу. Много информации собрали по району: нашли места гибели, захоронения, обелиски, – подчеркнула координатор конкурса Татьяна Харламова.

Музей култукской школы № 7 был создан более 50 лет назад и хранит тысячи экспонатов, в том числе военных лет. Руководитель Анна Асеева подчеркнула, что ежегодно его посещает более 500 человек. Никогда не остается без внимания экспозиционный раздел «Великая Отечественная война в жизни култучан». Для развития школьного музея делается многое: учащимися и педагогами созданы книги и видеофильмы о ветеранах. В течение нескольких лет школьный музей работает над проектом «Правнуки Победы».

– Результатом стало создание и систематическое обновление электронной книги памяти «Такой мы помним войну…», школьные эссе на тему «Великой Победе – достойные правнуки», а также видеофильм «Правнуки Великой Победы». Работа над военными патриотическими проектами, участие в конкурсах воспитывают в ребятах чувство сопричастности к истории родной страны, уважения к народу, его ценностям, – считает руководитель музея Анна Асеева.

Проявил себя на областном конкурсе и музей иркутской средней школы № 11, которым руководит Анна Садовская.

Из уникальных экспонатов военных лет – колокольчик, приобретенный в 1941 году на иркутском базаре, протоколы, экзаменационные работы за 1943–1945 годы, журналы того времени, ведомости, – рассказывает она. – Особого внимания заслуживают письма с фронта выпускников нашей школы, например, Героя Советского Союза, летчика Анатолия Богданова, он выпускник нашей школы 1940 года. Очень трогательно последнее письмо с фронта любимой девушке выпускника школы 1943 года Леонида Антонченко. Сохранение и передача исторической памяти – одна из целей музея. Стараемся, чтобы дети не пробегали мимо, заинтересовывались, вникали. Экскурсии в музей – обязательная часть образовательного процесса. Кроме того, школьники несут службу на посту № 1 у Вечного огня, готовят исследования на конференции. Одна старшеклассница два года работает над материалом, который посвящен судьбе участника Великой Отечественной войны, иркутского поэта Моисея Рыбакова.