Иркутянам рассказали, как встретить Новый год без потери здоровья и денег

Потребительский бум перед Новым годом может привести к потере здоровья и денег. Как этого избежать, рассказали в пресс-центре газеты «Областная» 11 декабря 2019 года представители регионального Управления Роспотребнадзора и ГУ МВД РФ по Иркутской области.

Около 4 тыс. обращений по качеству товаров поступило в Роспотребнадзор за 11 месяцев текущего года. Из них 10% – по проблемам приобретения товаров через Интернет. По качеству пищевых продуктов обращения поступают ежедневно.

«В преддверии новогодних праздников предприятия торговли делают много заманчивых предложений, проводя различные акции и предлагая привлекательные цены на свои товары и услуги. Покупателям и продавцам следует знать, что на товары, приобретаемые по акциям и скидкам, распространяются те же самые требования законодательства, что и на товар, приобретенный по обычной цене. Те же условия действуют и при обмене, либо возврате товара, – рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева. – Если это товары длительного пользования, на них распространяются гарантийные сроки. Хотя законодательством предусмотрено, что установление гарантийного срока – это не обязанность изготовителя или продавца. Между тем, мобильные телефоны довольно часто выходят из строя, поэтому изготовители и продавцы устанавливают на них гарантийные сроки. Как правило, срок гарантии составляет год, в течение которого потребитель имеет право обменять или сделать возврат товара ненадлежащего качества».

«Впрочем, для телефонов с сенсорными экранами есть отдельные правила, предусматривающие, что обмен или возврат товара можно сделать только в течение 15 дней со дня покупки, а в последующем – лишь в случае выявления существенных недостатков. Эти требования также распространяются на товары, приобретенные по скидкам и акциям. Я бы советовала не обольщаться привлекательными ценами, чтобы избежать приобретения товара ненадлежащего качества», – акцентировала Нина Астраханцева.

Что касается возврата товара (купленного или подаренного), дело обстоит сложнее. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей предусмотрены отдельные случаи для обмена и возврата товара. Если товар надлежащего качества, но не подошел по размеру, фасону, расцветке, комплектации и т.д., то первое требование должно быть предъявлено на обмен товара. В случае, когда нужного товара не оказалось, потребитель может требовать расторжения договора купли-продажи. Если такое требование выдвинуто потребителем, продавец обязан вернуть деньги в течение трех дней. При отказе продавца принять товар ненадлежащего качества (если он не гарантийный), покупателю придется проводить экспертизы, доказывать продавцу, что товар действительно некачественный. В случае, если товар гарантийный, проверку качества и экспертизу проводит продавец. Если экспертизой подтверждено хорошее качество товара, покупателю придется компенсировать продавцу стоимость экспертизы. За товар ненадлежащего качества требование вернуть деньги должно быть исполнено в течение 10 дней, на обмен – 7 дней (или 20 дней, когда требуется дополнительная проверка качества). Возврат подарочного сертификата невозможен, поскольку это не товар, а аванс. Приобретая сертификат в подарок, следует обращать внимание на срок его действия и сообщить об этом одаряемому.

Приобретение товаров в интернет-магазинах также чревато серьезными проблемами для покупателя. В Роспотребнадзоре сложилась серьезная практика, когда покупатели жалуются на то, что оплатили товар на банковскую карту физического лица и не получили свой товар. Или получили не то качество, что ожидали. Нина Астраханцева подчеркнула, что перед покупкой в Интернете необходимо тщательно изучить сайт продавца, отзывы, проверить его организационно-правовую форму, если это индивидуальный предприниматель – место регистрации. В случае исключительно привлекательных цен следует изучить цены на аналогичные товары в других интернет-магазинах. Отказаться от товаров, приобретенных через Интернет, до их получения можно в любое время, если товар получен – в течение 7 дней. Если на товаре отсутствует информация, предусмотренная действующим законодательством, то покупатель имеет право отказаться от него в течение трех месяцев, но при условии, что сохранены товарный вид, потребительская упаковка и маркировочные ярлыки.

– В предновогодние дни массово продаются сладкие подарки, в которые входят кондитерские изделия. Чтобы выбрать не только красивый, но и безопасный сладкий подарок, его лучше покупать в местах организованной торговли, – отметила начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Елена Каурцева. – До оплаты на кассе следует тщательно ознакомиться с информацией на потребительской упаковке (в маркировке должны быть указаны наименование подарка, масса, состав, даты фасования и упаковки, срок годности, условия хранения, документ в соответствии с которым выработан этот пищевой продукт). Если подарки упаковывались не в месте изготовления, также должна быть информация о предприятии-упаковщике. Если покупатель сомневается в качестве товара, его лучше не приобретать, либо обратиться в Управление Роспотребнадзора по месту жительства.

Со 2 по 21 декабря, в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области работает телефон горячей линии 8-800-350-26-86 по вопросам качества новогодних подарков.

Согласно действующим санитарным требованиям, рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для школ и детсадов должен включать в себя кондитерские изделия, в составе которых нет леденцовых и карамельных конфет, изделий с кремом, алкоголем, консервантами, искусственными красителями и подсластителями. Елена Каурцева напомнила, что суточная норма кондитерских изделий для ребенка не должна превышать 20 граммов. И об этом следует помнить в праздничные дни, поскольку значительное превышение нормы может привести к пищевому расстройству.

При покупке сладких подарков с игрушкой следует обратить внимание на то, что на нее должна быть отдельная маркировка на русском языке (наименование игрушки, страна изготовления и место нахождения изготовителя, минимальный возраст ребенка, способы ухода, срок годности и условия хранения- если они есть). Важна прочность упаковки. По требованию покупателя продавец обязан предоставить товарно-сопроводительные документы.

Елена Каурцева также подробно остановилась на таких товарах, как готовые салаты, соусы и алкогольная продукция, которую накануне новогодней ночи массово скупают наши граждане. Пищевые отравления в праздничные дни в большей части вызваны готовыми блюдами (многокомпонентными салатами, заправленными майонезом или сметаной, кондитерскими изделиями с кремом, мясными блюдами), а также плохо помытыми свежими ягодами, фруктами, овощами. Сырую и готовую пищу следует хранить отдельно, не смешивать готовую со свежеприготовленной, соблюдать правила личной гигиены. Сроки хранения салатов в холодильнике -12-18 часов, кондитерских изделий – 18-72 часа. Важно соблюдать температурный режим и время приготовления продуктов. Ежегодно в Управлении Роспотребнадзора регистрируется порядка 2 тыс. обращений по пищевым отравлениям.

– Приобретение алкоголя также требует внимания к упаковке, этикетке, наличия акцизной марки. Немаловажную роль в профилактике отравлений алкоголем является его умеренное употребление, – напомнила Елена Каурцева.

В предновогодний период полицейские выявляют контрафактный алкоголь. Только в 2019 году прошло свыше 7 тыс. проверок, изъято свыше 200 тонн алкогольной и спиртсодержащей жидкости, выявлено 150 преступлений, большая часть которых связана с подделкой федеральных акцизных марок. Около 20 деяний связаны с производством, хранением, перевозкой и сбытом алкогольной продукции без маркировки, а также ее реализацией без лицензии. Только в ноябре полицейские в Иркутске и Братске изъяли около 5 тыс. литров суррогатного алкоголя. Возбуждены уголовные дела.

В преддверии новогодних праздников сотрудники полиции делают все, чтобы пресечь такие преступления и правонарушения. Проводится акция «Безопасный Новый год». Участковые полицейские проводят профилактические беседы с жителями и предпринимателями. Темы бесед – бдительность при дистанционном общении с незнакомыми людьми по телефону и через Интернет. Как рассказал старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по раскрытию мошенничеств и дистанционных преступлений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Ильдар Сабиров, зарегистрировано свыше 1600 мошенничеств, треть из которых связаны с приобретением товаров через Интернет, из них раскрыты 187, с установлением виновных – 25, в производстве остаются еще 415 дел.

Наиболее часто людей обманывают на электронных торговых площадках – агрегаторах перепродаж. Страдают от интернет-мошенничества и потребители услуг туриндустрии. Приобретая авиабилеты по более низкой цене, граждане остаются и без билетов, и без отдыха. Установить виновных довольно сложно, поскольку у пострадавших зачастую, кроме чека перевода средств, отсутствуют другие документы, аккаунты продавцов оказываются заблокированы. Ильдар Сабиров обратил внимание на то, что от мошеннических действий могут пострадать и те, кто размещает номера своих телефонов в открытом доступе в социальных сетях.