Контракт по заниженной цене

Иркутское Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) укрепляет взаимодействие с властью и общественными организациями для защиты конкуренции. Об этом было заявлено на публичном обсуждении результатов работы УФАС.

Обновился состав Общественного совета при Иркутском управлении антимонопольной службы, который теперь возглавил председатель Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь. В него вошли представители бизнеса и деловых сообществ. Они сформировали план работы совета на 2020 год. Как рассказал руководитель Иркутского УФАС Александр Кулиш, одним из важных направлений станет развитие конкуренции в регионе, в том числе стремление к расширению круга участников рынка закупок для государственных нужд.

Наступление зимнего сезона потребовало создания рабочей группы по обеспечению конкуренции на рынке нефтепродуктов. Мониторинг цен на дизельное топливо свидетельствует о росте его стоимости, что вызывает нарекания владельцев транспорта. Изменить ситуацию позволит увеличение объемов поставок топлива в регион, а также установление льготных тарифов на перевозку топлива железнодорожным транспортом. Это позволит оптимизировать расходы компаний, занимающихся реализацией ГСМ, и тем самым снизить ценовую нагрузку на потребителей.

Добившись в ходе торгов уменьшения стоимости работ, участники сговора на втором этапе процедуры «выходят из игры», признав свое несоответствие квалификационным требованиям. Тем самым победителю достается контракт по искусственно заниженной цене.

Другая рабочая группа занимается состоянием рынка ритуальных услуг. В этой сфере систематически нарушается антимонопольное законодательство. Есть организации, которые арендуют помещения прямо в медицинских учреждениях для оказания ритуальных услуг, другие первыми узнают информацию об умерших. Рабочая группа считает необходимым усилить контроль над этим рынком.

Замруководителя УФАС Марина Абророва отметила, что сдерживают развитие конкуренции нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупок для государственных нужд. Специалисты УФАС выявляют случаи, когда искусственно создаются условия для устранения конкурентной процедуры при определении поставщика товаров и услуг. Это достигается за счет дробления большого контракта на мелкие части. В результате появляется возможность заключить сделку с одним и тем же хозяйствующим субъектом без проведения торгов. Известен случай, когда с одним и тем же поставщиком услуг было заключено 36 контрактов за один день.

Другая уловка направлена на искусственное снижение цены контракта за счет сговора между собой участников аукциона. Добившись в ходе торгов уменьшения стоимости работ, участники сговора на втором этапе процедуры «выходят из игры», признав свое несоответствие квалификационным требованиям. Тем самым победителю достается контракт по искусственно заниженной цене.

Сотрудничество УФАС с органами прокуратуры приносит результат, когда нарушение антимонопольного законодательства прикрывает более серьезные намерения. В качестве примера может послужить случай, когда при проведении торгов на выполнение ремонтных работ победил хозяйствующий субъект, состоящий в родственных связях с главой администрации. Участие правоохранительных органов позволяет выявить и другие случаи, когда победителями аукционов становятся хозяйствующие субъекты, не имеющие возможности справиться с объемом работы, нанося тем самым ущерб государственным интересам.

Большой объем работы специалисты УФАС выполнили по контролю над рекламной деятельностью. В управление поступили жалобы на распространение информации о банковских услугах с помощью телефонной связи без согласия абонента. В одном случае звонки продолжали поступать, даже когда владелец телефонного номера обратился в банк с требованием прекратить общение в такой форме. Такая реклама является незаконной, как, впрочем, и рассылка СМС с предложением воспользоваться той или иной услугой.

В наведении порядка на рынке рекламы способствует деятельность экспертного совета, созданного при Иркутском УФАС. Он помогает выявить случаи появления рекламы, наносящей вред общественной морали или призывающей к совершению противоправных действий. Недавно одна из компаний сформулировала предложение об оказании помощи в виде лозунга «Призыва НЕТ». Как выяснилось, в такой форме рекламировались услуги, помогающие избежать призыва на воинскую службу.