Что ждет пенсионеров в 2020 году?

Отделение Пенсионного фонда – одно из основных федеральных ведомств в каждом регионе. На сегодня ПФР предоставляет услуги практически каждому жителю Иркутской области, около миллиона наших земляков являются получателями тех или иных выплат. Об итогах работы регионального отделения в 2019 году рассказала управляющий Отделением ПФР по Иркутской области Надежда Козлова.  

 

– Надежда Сергеевна, сколько средств в этом году было направлено на различные выплаты по региону?

– Начну с того, что Отделение ПРФ в 2019 году своевременно произвело индексацию и выплату всех видов пенсии и социальных пособий пенсионерам и льготникам.

В ежедневном режиме мы проводим финансирование пенсий, пособий и иных социальных выплат, всего работаем по 34 видам выплат. На эти расходы в уходящем году было направлено 152 млрд рублей.

Все выплаты условно разделены на три блока. В том числе 139,3 млрд рублей направлено на пенсионное обеспечение, 6,7 млрд рублей – на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и улучшение материального положения некоторых категорий граждан. Еще 6 млрд рублей составили расходы на предоставление материнского (семейного) капитала, доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работникам организаций угольной промышленности, материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса, северную компенсацию пенсионерам к месту отдыха и обратно, выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц и переезд из районов Крайнего Севера.

 

– Сколько жителей региона получают выплаты через Отделение фонда?

– На сегодня около 1 млн жителей Иркутской области получают те или иные выплаты. По данным на 1 октября этого года, страховую пенсию получают 665,5 тысячи человек, пенсии по государственному пенсионному обеспечению – 89,6 тысячи человек, ежемесячную денежную выплату начисляют 240,2 тысячи человек. Кроме того, около 1,8 тысячи человек получают дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан. В области на сегодня проживает более 765,3 тысячи пенсионеров.

 

– Как изменились меры социальной поддержки пенсионеров в этом году?

– В 2019 году прожиточный минимум пенсионера составляет 8841 рубль, и количество получателей федеральной социальной доплаты к пенсии на 1 декабря 2019 года составляет 88686 человек. В связи с принятием на 2020 год величины прожиточного минимума пенсионера на территории Иркутской области в размере 9497 рублей, с 1 января 2020 года состоится переход от выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии к региональной социальной доплате. Ее установлением и выплатой будут заниматься органы соцзащиты. Для тех пенсионеров, которым в 2019 году и ранее уже была назначена федеральная социальная доплата к пенсии, обращаться никуда не нужно, выплаты в 2020 году продолжатся в автоматическом режиме.

 

– Как индексировались пенсии в 2019 году, и что ожидают пенсионеры в 2020 году?

– В 2019 году было проведено три мероприятия по индексации пенсий, пособий и социальных выплат. С 1 января на 7,05% повышены неработающим пенсионерам страховые пенсии, с 1 февраля на 4,3% увеличена ежемесячная денежная выплата, социальное пособие на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, с 1 апреля на 2% проиндексирована социальная пенсия.

В 2020 году по предварительным параметрам бюджета предполагается следующая индексация: с 1 января будут увеличены на 6,6% страховые пенсии неработающим пенсионерам, с 1 февраля на 3,8% вырастут ежемесячная денежная выплата, социальное пособие на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, с 1 апреля на 7% предполагается увеличить социальную пенсию.

 

– В начале декабря закончился прием заявлений о переводе пенсионных накоплений в новый фонд – сколько таких заявлений принято от жителей Приангарья в этом году?

– В связи с изменениями законодательства и вступлением в силу федерального закона № 269-ФЗ с 2019 года изменены сроки подачи только заявлений о переходе гражданина в другой фонд: ПФР или НПФ. Теперь сделать это можно в течение 11 месяцев до 1 декабря. При этом отказаться от такого заявления гражданин может до 31 декабря. Сделано это для того, чтобы у гражданина было время еще раз оценить поданное ранее заявление и, в случае принятия решения об отказе от смены фонда, подать соответствующее уведомление в ПФР лично в любой клиентской службе или через портал Госуслуг. Уведомление, поданное через портал Госуслуг, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина.

В 2019 году в клиентских службах ПФР лично от граждан принято 1987 заявлений о смене фонда, это меньше, чем в прошлом году, тогда от жителей области мы приняли 2690 заявлений.

 

– Какое количество сертификатов на материнский капитал было выдано в этом году? И какая доля семей уже распорядилась средствами маткапитала?

– С начала 2019 года в Иркутской области выдано 11147 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. Всего с начала действия программы мы вручили 195651 сертификат. Среди них частично или полностью распорядилось средствам 75% получателей (это 146,8 тысячи семей). В 2020 году сумма материнского (семейного) капитала составит 466617 рублей.

 

– Насколько популярна возможность получения госуслуг в электронном виде у жителей Иркутской области?

– Возможность обращения за услугами Пенсионного Фонда в электронном виде впервые появилась в 2015 году. Сначала заработал сервис по подаче заявлений за назначением пенсии. На сегодняшний день на сайте ПФР реализовано более 50 электронных сервисов, 36 из которых позволяют гражданам подавать заявления на установление пенсии, назначение иных социальных выплат, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, управление средствами пенсионных накоплений. Остальные сервисы информируют граждан о возможных или установленных выплатах. Через портал госуслуг граждане могут обратиться по восьми государственным услугам.

С 2016 года Отделением ПФР по Иркутской области в подведомственных территориальных органах фонда создано 29 центров обслуживания для регистрации и подтверждения личности в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Количество граждан, которые воспользовались услугами ПФР как центров по подтверждению личности, регистрации, восстановлению, удалению учетной записи в ЕСИА, ежегодно растет. Так, только за 2019 год в Управления ПФР по данному вопросу обратилось более 39 тысяч человек. При этом граждане могут не только пройти регистрацию в ЕСИА, но и получить помощь сотрудников ПФР при подаче заявлений через электронные сервисы. Для удобства граждан в клиентских службах ПФР установлены гостевые компьютеры с возможностью выхода на портал государственных услуг и сайт ПФР. Каждый человек, имеющий подтвержденную учетную запись в ЕСИА, может самостоятельно воспользоваться предоставленным доступом к электронным сервисам.

Наиболее востребованными из электронных услуг ПФР являются услуги по назначению и доставке пенсии. Доля обращений за этими услугами в электронном виде на 1 декабря 2019 года составила 76% от общего количества обращений. Также популярностью среди граждан пользуются сервисы по вопросам выдачи сертификатов и распоряжения средствами материнского капитала.

Развитие электронных сервисов не стоит на месте. С каждым годом список услуг ПФР, которые можно получить в электронном виде, расширяется. В перспективе мы планируем внедрить суперсервисы, которые позволят обращаться за услугами в комплексе в зависимости от возникшей жизненной ситуации.

 

– Какие меры по повышению пенсионной грамотности населения принимаются, и на какую категорию граждан они рассчитаны?

– Работы по повышению пенсионной грамотности населения ведутся постоянно, по всевозможным направлениям. Отделение ПФР выпускает две электронные газеты – ежемесячный «Вестник ОПФР» и ежеквартальный «Мы работаем для Вас», на страницах которых мы даем подробные ответы на самые часто задаваемые вопросы. Отделение Фонда ведет официальные страницы во всех популярных социальных сетях.

 

– Сегодня многие ведомства ведут мониторинг того, как граждане оценивают качество предоставляемых ими услуг. Как работает в этом направлении областное Отделение фонда?

– С 2015 года у граждан появилась возможность оценивать услуги государственных органов на сайте «Ваш контроль». В своих отзывах на сайте люди задают вопросы, пишут жалобы или благодарности за работу. Граждане, которые обращались в территориальные органы ПФР и оставили свое согласие на участие в оценке качества предоставленных государственных услуг, могут оценить качество предоставленной услуги по пятибалльной шкале, отправив бесплатное смс на номер 0919. Также оставить свое мнение о качестве предоставления услуг можно в личном кабинете гражданина на Едином портале госуслуг.

Мы ежедневно проводим мониторинг показателей качества на сайте «Ваш контроль», на сегодня уровень удовлетворенности граждан составляет 99,36%. При наличии отрицательных оценок проводим анализ, принимаем соответствующие меры для повышения качества нашей работы.

 

– 22 декабря в России отмечали День образования Пенсионного фонда РФ. Скажите несколько добрых слов в адрес ваших коллег.

– Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Сердечно поздравляю с нашим замечательным праздником! Работа Пенсионного фонда РФ востребована всегда и абсолютно для всех поколений наших соотечественников. От всей души желаю нам всем здоровья, семейного благополучия, профессионального и личностного роста, счастья и любви!