Прожить зиму без потерь

Сибирякам не страшны никакие морозы, если их погреба загружены картошкой и овощами, медом, домашними заготовками, соленьями и вареньями. При поддержке правительства Иркутской области зиму без потерь смогут пережить даже те садоводы, дачники и огородники, чей урожай в прошлом году погиб из-за наводнения.

 

Компенсации за урожай

Большая вода, накрывшая в 2019 году Приангарье, потрясла всю страну. Стихийное бедствие охватило восемь районов. Из-за рекордного количества осадков в одночасье тысячи людей остались без крова, имущества, документов и вещей первой необходимости. Но главное испытание было впереди. До того, как ударят первые морозы, нужно было решить – как, где и на что жить дальше.

Помощь всем пострадавшим от наводнения потянулась в Иркутскую область не только со всех уголков России, гуманитарные грузы шли из других стран. За счет средств из федерального и областного бюджетов людям помогли решить жилищный вопрос. Более того, пострадавшим компенсировали ущерб от потери посевов сельхозкультур и гибели сельскохозяйственных животных. Эту меру поддержки в регионе получили свыше 15 тыс. семей, чьи дачные и садовые участки, огороды и личные подсобные хозяйства оказались в зоне подтопления.

Из бюджета Иркутской области пострадавшим в первую и вторую волну паводка выплачено почти 866,7 млн рублей. Компенсации получили владельцы личных подсобных хозяйств, семьи, которые вели садоводческую, огородническую, сельскохозяйственную деятельность для личных нужд на приусадебных участках. Также помощь на общую сумму 500,65 млн рублей из федерального бюджета получили 49 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 488 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, – сообщила Наталья Жилкина, первый замминистра сельского хозяйства Иркутской области.

Она напомнила, что выплаты из областного бюджета за потерю посевов пострадавшим во вторую волну паводка были увеличены. Так, максимальный размер компенсации за погибшие посевы вырос с 45 тыс. до 67,5 тыс. рублей, увеличилась и площадь, подлежащая компенсации, – с 10 до 15 соток. Утвержденный размер выплат за одну сотку погибших посевов составил 4,5 тыс. рублей.

Редакция газеты «Областная» обратилась к тем, кто имеет право на компенсацию по утраченному урожаю из-за паводка. Мы спросили людей, удалось ли в полной мере воспользоваться господдержкой, чтобы без потерь пережить долгую зиму?

 

Шелеховский район

Из-за сильных и продолжительных дождей затопило садоводства и некоторые поселки в Шелеховском районе. Большая вода пришла в подполья и на улицы. Пенсионерка Надежда Белозерова – огородница с большим стажем. 30 лет она владеет земельным участком в СНТ «Труд».

Сильно нас топило в 2001 году. Нынче еще хуже было, целую неделю мы не могли попасть на свой огород. От всего, что я посадила весной, ничего не осталось. Было обидно и досадно, я столько труда своего вложила, и все утонуло. От знакомых узнала, что нужно обратиться за помощью в районную администрацию. Честно, слабо верилось, что получим какие-нибудь деньги. Такой помощи, сколько я живу, никогда не было. А нынче я получила 27 тыс. рублей за ущерб от наводнения. Для пенсионеров это огромная радость! – призналась пенсионерка.

Про наводнения, которые случались и ранее, вспомнила и Вера Стоякина из села Олха:

В 2016 году нам тоже выплатили компенсацию – одну тысячу рублей. Как оказалось, средства изыскала администрация сельского поселения. Конечно, эта сумма не покрыла все наши потери. В прошлом году мы тоже все в огороде потеряли из-за наводнения, но получили гораздо больше – 18 тыс. рублей. Комиссия быстро сработала, и деньги вовремя пришли.

Для Ольги Лободы и ее семьи дача, построенная в СНТ «Алюминщик» в селе Моты, всегда была источником хороших запасов на зиму. В прошлом году дачники оказались в растерянности.

Вода смыла всю картошку. А что осталось, то все равно сгнило. Дача всегда нас кормила, мы зимовали спокойно. Цены-то в магазинах «кусаются». Удар смягчила компенсация. Но все равно плохо без своих огурцов и помидоров, у нас они знаете какие вкусные, а главное – в них нет никаких химикатов. Надеемся, в этом году стихия не будет так бушевать, – поделилась Ольга Лобода.

 

Черемховский район

В зоне паводка оказались и территории Черемховского района. Из-за обильных осадков на реке Большая Белая произошел резкий подъем уровня воды. Андрей Беляничев из деревни Гымыль рассказал, что 15 соток земельного участка кормит четыре семьи:

В нашем огороде вода стояла трое суток. И еще бы дольше стояла, пока я сам не стал ее откачивать с помощью насоса и пожарных рукавов. Картошку, что накопали, спасти не удалось – сгнила. Морковь и свекла полопались. И куры у нас погибли. Такая беда с нами впервые случилась. Деньги за ущерб от наводнения быстро пришли. Спасибо за оперативную помощь!

Огород Ольги Малярчук из деревни Тюмень пережил две волны паводка. Уже после первого нашествия стихии было понятно, что урожая можно не ждать:

Эта дача нас четверть века кормит. Мы всегда спокойно зимовали со своей картошкой, морковкой, капустой, соленьями. Для пенсионеров, по нынешним временам, огород – это жизненная необходимость. Страшно было, когда все потеряли. Спасибо, что не оставили нас в трудную минуту.

А Роман Ахметгареев из деревни Гымыль за компенсацией обратился уже в сентябре. Несмотря на поздний срок, помощь он получил до первого снега:

После наводнения все грядки были в иле. Смысла что-то спасать вообще не было. Про компенсацию узнал, когда мне на сотовый телефон пришло уведомление. Затянул я с обращением, в сентябре только документы подал. Но деньги на карту все равно быстро пришли.

 

Чунский район

Стремительно прошлым летом большая вода пришла и в Чунский район. Жители никогда не знали такого количества масштабных разрушений и потерь. Много времени ушло на восстановление линий электропередач, дорог, фермерских хозяйств, социальных объектов. За свои почти 70 лет жительница поселка Октябрьский Валентина Химан не припомнит подобного разгула стихии.

Восемь дней у нас вода по колено стояла в доме. Мы только по разговорам от людей знали про наводнения в других районах. Но у нас такой беды не было. На селе картошка для людей – это второй хлеб. Спасибо, что помогли подготовиться к зиме, – поблагодарила пенсионерка.

Житель поселка Веселый Василий Смехов припоминает, как старожилы ему рассказывали про высокий уровень в реке в 1960 году:

– Тогда вода в реке Уда (Чуна) достигла критической отметки – 5,75 метра. А нынче уровень реки зафиксировали на семи метрах. Вода погубила все, что на огороде было. Но полученные средства мне с лихвой компенсировали все потери. Зиму спокойно прожить можно.

 

Тайшетский район

Тревожные вести прошлым летом приходили из Тайшетского района, где река Бирюса вышла из берегов, и началась срочная эвакуация людей. По новостям можно было видеть, как люди в панике спасали животных, ценные вещи и документы, забирались на крыши домов. Сергей Семенов из деревни Бирюса сегодня преподает в школе основы безопасности. Детям он рассказывает, как правильно нужно себя вести в чрезвычайной ситуации.

Уровень воды по нашему дому достиг окон. Все лето сушил дом, но пришли морозы – и все стены затрещали. Комиссия определила мой дом под снос. Такое наводнение в наших краях было где-то полвека назад. И вот снова повторилось. Конечно, жаль, что урожай спасти не удалось. Но благодаря помощи власти запасы картошки и овощей успел сделать до первого снега, – рассказал Сергей Семенов.

Грядки на огороде Надежды Назимовой из деревни Рыбинск кормят три семьи:

Дом на даче еще мои родители построили. Небольшие подтопления и раньше случались, но компенсацию мы получили впервые. Ничего сложного в сборе документов не было. Требовались фотографии с огорода, документы, подтверждающие право владения землей, заявление на получение выплат.

 

Куйтунский район

Вторая волна паводка не обошла стороной Куйтунский район. Из-за проливных дождей произошло повышение грунтовых вод, вырос уровень в реках Ока и Кимильтейка. Заведующая детским садом в поселке Уховский Елена Соломенцева, видя, как растет картошка, надеялась на богатый урожай.

В одночасье все наши мечты рухнули, вернее, их смыло водой. Все сгнило на корню. Сын уговорил меня собрать документы, чтобы получить компенсацию. Я на работе своих сотрудников сагитировала написать заявления на выплаты. Хотя до конца сама не верила, что деньги за потерянный урожай придут. И сколько потом было радости, когда мы их получили. Как говорится, дорога ложка к обеду. Картошку на зиму закупили многие жители нашего поселка. Этой зимой голодать не будем, – поделилась своей историей Елена Соломенцева.

Знакомые Галины Балюкаевой из села Кундуй отговаривали подавать заявление на компенсацию по утере урожая. Ей говорили, что зря потратит время, денег все равно не дадут:

А я никого не слушала. Когда в одиночку воспитываешь детей, пользуешься любой возможностью получить помощь. И мои ожидания полностью оправдались. При подаче документов не было никаких проблем, да и деньги на карту пришли очень быстро.

 

Нижнеудинский район

Среди тех, кто получил финансовую помощь, были не только садоводы и огородники, но и фермеры. Один из тех, кто обратился за поддержкой, оказался генеральный директор ООО «Широково» Андрей Тарлавин:

Из-за паводка у нас были большие потери – 150 гектаров ячменя, 180 гектаров многолетних трав, естественные угодья. На компенсацию успели закупить корм для скота, кое-что восстановили, весной продолжим строительно-ремонтные работы. Еще на семена деньги оставили.

Фермер Олеся Дергачева благодаря поддержке минсельхоза не опустила руки после мощного удара стихии, а стойко перенесла все природные испытания:

У нас 70% посевов пострадало, особенно много потерь на полях, что в низовьях расположены. Пшеницу и ячмень практически полностью смыло. Компенсацию мы оперативно получили. На полученные средства по весне новые семена закупим.

У фермера Алексея Лашманова из села Порог из-за наводнения была сильна повреждена сельхозтехника и пропало все зерно:

Под воду ушел склад с зерном. Мы пытались что-то спасти, но усилия оказались напрасными. В тракторе полностью пришлось двигатель поменять. На выделенные средства господдержки не только отремонтировал склад и технику, нам еще и на ГСМ хватило.

 

Важно!

По поручению врио губернатора Приангарья Игоря Кобзева были разработаны и приняты дополнительные меры социальной поддержки жителей региона, потерявших урожай в результате подъема грунтовых вод из-за продолжительных обильных осадков прошлым летом. На эту помощь могут рассчитывать около 13,5 тыс. человек. По предварительным расчетам, на предоставление единовременной выплаты этой категории граждан из областного бюджета понадобится 135 млн рублей.