Школа Виталия Смагина

Тонкое кружево витражей, карамельное многоцветье мозаик, запеченные шедевры горячей эмали и фьюзинга – все это и многое другое можно увидеть на выставке «Виталий Смагин и его школа. Декоративное искусство». Она является продолжением проекта, посвященного 25-летнему юбилею кафедры монументально-декоративной живописи ИРНИТУ.

На этой выставке мы представили техники монументально-декоративного искусства, которым обучает наша кафедра, здесь можно увидеть работы как преподавателей, так и студентов, – рассказала ученица народного художника России Виталия Смагина, художник Анастасия Ижганайтене. – Это мозаика, витраж, гобелен, фьюзинг, горячая эмаль, аппликация из ткани. Многие украшают реальные объекты.

Среди произведений, которые уже нашли свое реальное воплощение, так называемые работы-пробники – часть монументального произведения, выполненного в материале. Это витраж иконы для иркутского Князе-Владимирского монастыря по эскизам художника Сергея Элояна, который выполнили Екатерина Илькова, Ольга Судакова и Юлия Бардина. Римская мозаика Дмитрия Дорохина для Научной библиотеки им. В.Г. Распутина. Витраж Александры Вырвы для Геологоразведочного техникума ИРНИТУ. Другие работы, такие как макеты парковых скульптур «Бараний рог», «Уточка» Григория Свердлова в технике стеклянной мозаики, только ждут своего воплощения.

Наша кафедра – первое учебное заведение в Иркутске, которое давало высшее художественное образование, – отметила Анастасия Ижганайтене. – Сам Виталий Смагин учился на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства у Глеба Савинова в Ленинградском высшем художественном промышленном училище, куда поступил после окончания Иркутского художественного училища. Поэтому когда он начал работать над созданием кафедры, основы программы он взял оттуда.

Сам Виталий Смагин в совершенстве владел искусством обобщения сложных образов до символа и знака. Доказательством этому служат такие его работы, как мемориал «Вечный огонь Славы», Памятник жертвам политических репрессий, Мемориал войнам, умершим от ран в госпиталях Иркутска в 1941–1945 годах, интерьерные росписи, мозаики, гобелены, пространственные композиции и другие произведения, которые украшают многие здания Иркутска. Работы учеников стали достойным продолжением монументальной школы мастера. Единые со своим учителем в духовной позиции и культурной эстетике выпускники кафедры стали представителями «Школы Смагина». Каждый из них – яркая творческая индивидуальность. Все они состоялись как профессионалы в мире искусства, пополнив ряды Союза художников России.

Выпускник Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии Сергей Андрейко недавно привез на кафедру новые дисциплины – технику горячей эмали и фьюзинга, которые очень понравились преподавателям и студентам, – рассказала Анастасия Ижганайтене. – Университет приобрел необходимое для этих видов искусства оборудование.

На выставке можно увидеть работы в технике фьюзинг Анастасии Ижганайтене «На море», Натальи Довнич «Груши и ландыши», Ларисы Малкиной «Байкал», триптих «Рай» Елены Сергейчук. Эмали Сергея Андрейко, Евгения Сморж, Екатерины Ильковой и других авторов.

Сейчас монументальное искусство перешло из экстерьера в интерьер, но есть исключения, – отметила Анастасия Ижганайтене. – Очень много работ учеников Виталия Смагина украшают здания ИРГТУ, библиотеки им. В.Г. Распутина, музей истории Иркутска, храмовые комплексы, новые школы.

Особое место на выставке занимают произведения самого Виталия Смагина – эмали на досках из серии «Послание». Эти абстрактные коллажи, где на деревянной фактуре соединены наплывы глазури, пятна масляной краски и пластины из латуни и меди, производят очень сильное впечатление, словно автор пытался в них создать символ самого времени. Особенно впечатляет работа «Последнее послание», на которой изображен то ли крест, то ли окошко старинного деревянного дома.

Выставка будет работать до 23 февраля.