Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

26 февраля 2020

Цифровые возможности для территорий Приангарья

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Искусственный интеллект, цифровые технологии, биометрия уже давно перестали быть только сюжетами фантастики, сегодня это часть национальной стратегии многих стран. В каких сферах они могут быть полезны в государственном и муниципальном управлении? Об этом говорили на конференции «Цифровой день», которую Байкальский банк Сбербанка провел для представителей муниципальных органов власти, руководителей бюджетной сферы и предприятий Иркутской области.

 

Услуги в режиме онлайн

Открывая мероприятие, и.о. министра экономического развития Иркутской области Владимир Гордеев отметил, насколько необходимы цифровые технологии и в сфере бизнеса, и в госуправлении:

– В ближайшие годы перед бизнесом стоят задачи реализации цифровых сервисов, чтобы успешно работать на своем рынке. Новые технологии – это и вызов для региональных властей, мы говорим о цифровизации наших процессов, организации работы электронных сервисов для управления областью, предоставления услуг в режиме онлайн. Это необходимо делать для улучшения качества жизни населения и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Как подчеркнула заместитель председателя Байкальского банка Оксана Лобова, сегодня вопрос цифровизации находится в ТОП-3 федеральной повестки:

Сбербанк является основным участником этого процесса: мы обладаем развитой цифровой платформой, соответствующей мировому уровню качества и безопасности. Дочерние компании Сбербанка разработали продукты, помогающие нашим городам стать умными и безопасными, делать жизнь людей проще и удобнее.

Не менее важно и то, что все цифровые сервисы, о которых говорят эксперты компании, это уже реально работающие продукты, которые можно начинать использовать и получить эффект. Наши соседи – города Томск, Новосибирск уже подписали соглашения о реализации цифровых проектов.

Как отметила Оксана Лобова, в настоящее время Иркутская область входит в первую десятку регионов, проявивших интерес к новейшим технологиями, и у территории есть все шансы стать лидером цифровизации России.

Управляющий территориальный директор ПАО Сбербанк Андрей Пушкарев напомнил, что один из факторов конкурентоспособности компаний и территорий – это готовность внедрять новые технологии и умение работать с большими данными:

Данные – это новая нефть. В этой работе нам на помощь приходит искусственный интеллект, который решает задачи лучше человека. В настоящее время уже разработаны узкие прикладные задачи в области компьютерного зрения, речевой аналитики, обработки текстов, принятия решений и так далее. И мы должны использовать возможности, которые предоставляет технологический прогресс, а не бояться их.

 

Монитор мэра

Как рассказал заместитель управляющего Иркутским отделением Байкальского банка ПАО Сбербанк Дмитрий Лясковский, в состав цифровой платформы – экосистемы Сбербанка сегодня входят 43 компании, работающие на B2B, B2C, B2G рынках. В их числе – StrategyPartners, Sbercloud, «Центр речевых технологий», «Сберрешения», DocDoc, ТоТ. Эксперты этих компаний представили конкретные цифровые решения, которые уже сейчас возможно применять территориям.

Продукты экосистемы Сбербанка помогают улучшить городскую среду. Так, «Умная остановка» с информационным табло, тревожной кнопкой и wi-fi роутером сделает комфортным ожидание общественного транспорта. «Умный свет» оптимизирует график работы наружного освещения в населенном пункте. Программа «Монитор мэра» позволяет муниципальным властям следить за работой дорожной уборочной техники. Глава территории узнает о том, сколько снегоуборочных машин вышло на дороги не из вечерних новостей или жалоб горожан, а в режиме онлайн со своего монитора. В программе отображается информация о том, где в данный момент идет уборка улиц, где она уже закончена, а на каких участках еще не приступали. Учитывается и метеообстановка. Система позволяет оценивать широкий спектр параметров, сопоставлять планы работ с фактической ситуацией, а при необходимости может воспроизвести всю картину событий и понять точную причину неисполнения задания. Программа следит не только за простоем техники, но и контролирует расход топлива, а значит, помогает экономить и сокращает число внештатных ситуаций.

Также представители муниципалитетов Иркутской области заинтересовались системами, помогающими контролировать безопасность в территориях. Так, система «Умный и безопасный город» может вести автоматизированную фиксацию нарушений ПДД, следить за габаритами и весом транспорта, управлять уличным освещением, работать с оповещением населения, вести мониторинг экологической и метеообстановки в регионе, немедленно реагировать на возникновение паводков, пожаров, выбросов вредных веществ в атмосферу и многое другое.

Во многих регионах успешно применяется биометрическая система «Визирь». Программа умеет различать лица даже в местах больших скоплений людей, может различать эмоции, распознает человека, находящегося в федеральном розыске, передает информацию в единую диспетчерскую службу.

Большим вниманием пользуются цифровые медицинские сервисы. В ряде регионов уже реализуются проекты по применению технологий искусственного интеллекта в медицине. К примеру, в помощь врачу работает голосовая клавиатура, которая может распознавать речь и способна сформировать протокол приема пациента одновременно с осмотром.

В Иркутской области набирает популярность сервис телемедицины DocDoc, Иркутск вошел в ТОП-10 городов с наибольшим количеством абонентов этого приложения. В целом в России на сегодня к нему подключены уже 5 млн клиентов. Программа дает возможность мгновенной онлайн-консультации с врачом. Достоинством сервиса является и то, что работает он круглосуточно и без выходных. Оценили комфорт и актуальность телемедицины организации. В Иркутске уже есть примеры, когда DocDoc применяется, например, в качестве дистанционного освидетельствования водителей, выходящих в рейсы.

Для учреждений социальной сферы и образования (вузы, школы, детские сады) партнеры Сбербанка, работающие в сфере цифровых технологий, предлагают инструменты эффективного аутсорсинга бизнес-процессов: на внешнее обслуживание можно передать функции финансового, кадрового, юридического отделов. Презентацию таких цифровых сервисов, значительно упрощающих и ускоряющих многие рабочие и организационные процессы, представила компания «Сберрешения».

 

Нужна господдержка

Участники мероприятия «Цифровой день в Иркутске» были в основном единодушны: представленные технологии нужны нашим территориям, вопрос в том, насколько каждый муниципалитет сможет финансово себе это позволить.

Нам интересны и мониторинг ЖКХ, и программы городской безопасности, а также системы хранения данных, – поделился впечатлениями начальник департамента финансовой и правовой работы комитета городского обустройства Иркутска Сергей Гаврин. – Ведь объемы данных растут с каждым годом, и это нужно учитывать. Технологии идут вперед, и нам нельзя отставать. Сейчас для принятия решения о внедрении систем нужно оценить объем вложений и сколько будет тратиться на их содержание.

Первый заммэра Черемховского района Евгений Артемов подчеркнул, что в территориях есть большая потребность в новых технологиях, однако без господдержки реализовать эти мероприятия муниципалитеты, особенно районные, объединяющие сельские поселения, сами не смогут.

– Нам очень интересна тема цифровизации территорий, ведь время не стоит на месте – нужно двигаться вперед, работать над улучшением качества жизни территорий, над улучшением сервисов, обслуживающих запросы населения. Желание применять у себя на местах технологии, которые сегодня показал Сбербанк, у нас огромное. Но есть вопрос возможностей бюджетов муниципальных образований. Для районов установка, к примеру системы видеонаблюдения – это неподъемные расходы, без помощи государства реализовать это будет сложно. Думаю, муниципалитетами была бы очень востребована и телемедицина, есть вопрос нехватки медицинских кадров, да и тем фельдшерам, которые работают в удаленных территориях, тоже порой необходима оперативная консультация со специалистами высшей категории.

По результатам «Цифрового дня» в Иркутске был сформирован лист наиболее нужных региону услуг. Он ляжет в основу соглашения между Приангарьем и Сбербанком о цифровизации.

На правах рекламы

Реклама от YouDo