Возраст для творчества не помеха

Что делать на пенсии? Конечно, заняться чем-то новым и интересным, как поступили супруги из села Гаханы Баяндаевского района Юрий и Любовь Михайловы. Оба до выхода на заслуженный отдых преподавали в местной школе, а теперь Юрий Георгиевич мастерит старинные музыкальные инструменты моринхуры, а Любовь Дашиевна изготавливает гобелены на этническую тематику.

 

Любовь с первого взгляда

Свою Любовь Юрий встретил во время вступительных экзаменов в Бурятский педагогический институт. Он собирался стать учителем технологии, она – математики. На втором курсе поженились, а к получению диплома у Михайловых подрастали уже двое сыновей. Вскоре родился третий. Первые десять лет молодые педагоги проработали в Улан-Удэ, а после решили перебраться на родину главы семейства – в Гаханы. Здесь тоже трудились в местной школе, пока не вышли на пенсию. Любовь Доржиевна вела уроки алгебры и приобщала девчонок к вышиванию, а Юрий Георгиевич преподавал черчение, труды и вел кружок рисования. С детства, говорит, тяготел к живописи.

Творческую жилку родителей переняли и их сыновья. Старший Алексей сейчас работает в Москве аниматором, а до этого долгое время, как и родители, преподавал в Гаханской школе. Окончил училище искусств в Улан-Удэ. А в Красноярском художественном институте обучался на отделении скульптуры. Также по этой специальности окончил Московскую художественную академию. Средний Павел – член Союза художников России. Вместе с Даши Намдаковым сейчас они строят Главный храм Вооруженных сил России, а до этого претворял в жизнь эскиз Намдакова «Хранитель Байкала» на острове Ольхон. Кстати, скульптура изюбра на въезде в Баяндаевский район – тоже работа Павла.

Младший Сергей, по заверениям родителей, не менее талантлив. Трудится зубным техником, а рисует только для себя, друзей и знакомых.

Сергей хотел тоже стать художником, – поясняет с улыбкой отец, – но мы с матерью сказали: все же не могут стать художниками, кто-то должен реально стоять на земле и зарабатывать деньги, чтобы поддерживать других. Вот он и согласился.

 

Новое хобби

Пока работали в школе, времени на творчество, признаются супруги, оставалось мало. К тому же Михайловы всегда держали большое хозяйство. Коровы, лошади, бараны – неотъемлемая часть жизни бурятской сельской семьи. Но выйдя на пенсию, оба полностью окунулись в творческий процесс. Нашли даже новое применение своим талантам. Любовь Доржиевна увлеклась изготовлением гобеленов из шерсти.

К ним, – рассказывает, – меня приобщил сын Алеша. Он начал делать гобелены еще в училище искусств. Теперь шлет мне схемы и рисунки, причем исключительно на этническую тематику. Вот эта, например, когда закончу, будет бурятская шаманка, исполняющая ритуальный танец. А на гобеленах рядом вы можете увидеть Гэсэра, красавицу Дангину и национальные бурятские орнаменты.

Юрий Георгиевич и вовсе в корне поменял увлечение, перекинувшись с живописи на изготовление старинных музыкальных инструментов – моринхуров. Год назад Баир Цыденов – один из признанных мастеров-моринхуристов в Республике Бурятия собрал желающих и принялся за обучение. Учеба длилась месяц. В самом начале было 13 человек, через пару недель осталось семеро, а самостоятельно сделали моринхуры только трое, включая Юрия Михайлова.

Процесс изготовления моринхуров, говорит Юрий Георгиевич, настолько его увлек, что он не только в тонкостях овладел мастерством, но и разузнал все истории и легенды, связанные с этим инструментом.

Название его пришло из Монголии. «Морин» в переводе означает «конь», «хур» – «струна, звук, мелодия». Моринхур является предком современных струнных смычковых инструментов. В своем классическом дизайне – с головкой грифа в виде вырезанной из дерева головы лошади – он появился около тысячи лет назад. Две струны символизировали мужское и женское начало и изготавливались соответственно из хвостовых волосков скакуна и кобылы. Общее количество волосков должно было равняться 365, что соответствовало длине календарного года.

Первоначально корпус обтягивали кожей верблюда, козы или овцы, а резонаторные отверстия – эфки – находились по бокам. Сегодня для изготовления, рассказывает мастер, используются различные породы деревьев: гриф делается из березы, а каждая сторона «коробки» из ели, сосны и кедра. Отличие, например, от виолончели или скрипки в следующем: там используются металлические струны, здесь волосяные или синтетические. Когда струну натягиваешь, ее надо непременно расчесывать, чтобы каждый волосок был параллелен друг другу. Если струна скрученная, звук будет плохой. Так как нет никаких отметок, показывающих, какие брать ноты, исполнение требует от играющего недюжинного умения и точности. К тому же во время игры струна никогда не прижимается к грифу, как, например, на гитаре, и от силы нажатия зависит тональность.

Есть в моринхуре элемент, который называется «душа». Это деревянная стоечка, которая соединяет передние и задние плоскости резонаторного ящика. Без нее, поясняет Юрий Михайлов, в инструмент не вдохнешь жизнь.

– Конечно, я нахожусь только в самом начале пути, – подытоживает мастер. – Несколько моих моринхуров купили в Бурятию, несколько – жители Усть-Ордынского Бурятского округа, есть они и у музыкантов нашего Баяндаевского района. Я рад, что мое новое творчество приносит людям радость.