В Иркутской области штрафы в сфере защиты прав потребителей превысили более 6,5 млн рублей

В Иркутской области сумма наложенных штрафов в сфере защиты прав потребителей в 2019 году превысила 6,5 млн рублей, а в 2018 году – 6,2 млн рублей. Об этом 11 марта 2020 года в пресс-центре «Областной» рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Татьяна Пушкарёва.

Всероссийский день потребителя отмечается 15 марта, согласно закону РФ «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. В 2020 году этот день пройдет под девизом «Рациональный потребитель» и предполагает пропаганду осознанного, разумного и умеренного потребления товаров и услуг.

В регионе за прошедший год провели 1590 проверок и 19 административных расследований. Выявили 3680 нарушений законодательства. 86,6% из них составили правонарушения в сфере розничной торговли, из них 75,8% – продовольственными товарами. Вынесли 1461 постановление о назначении административных наказаний, а в 2018 году – 998, 16,5% составили наказания юридических лиц.

Ежедневно в Роспотребнадзор поступают письменные обращения граждан.  В 2019 году их было 2763, при этом 56,5% обращений касались защиты прав потребителей, преимущественно в сфере услуг. В том числе 19,3% составили жалобы на бытовые услуги (изготовление мебели, пластиковых окон, ремонт сложно-бытовой техники и т.п.), значительная часть жалоб пришлась на финансовые (14,4%), жилищно-коммунальные (8,5%) и услуги связи (16,8%). В сфере торговли основными нарушениями были отказы продавцов в установленные законом сроки в 10 дней – вернуть деньги за некачественный товар, в течение 7 дней – обменять товар (при необходимости проверки качества срок увеличивается до 20 дней). Как правило, продавцы игнорируют претензии покупателей, либо затягивают сроки их рассмотрения. В этом случае Роспотребнадзор привлекает продавца к административной ответственности.

Проведение контрольных закупок с 1 декабря 2018 года законодательно закрепили за Роспотребнадзором. Одна из них касалась не доведения до покупателя достоверной информации, предприниматель привлечен к административной ответственности. Вторая закупка, подтвердила факт обсчета покупателей, когда цена на ценнике оказалась ниже, чем при расчете на кассе. В этом случае к ответственности привлекли юридическое лицо и административные штрафы были на порядок выше.

Татьяна Пушкарева акцентировала внимание, что проведение контрольной закупки по жалобе возможно при условии соблюдения претензионного регламента. Вначале необходимо написать претензию в адрес продавца и лишь затем обратиться в Роспотребнадзор. Без первого шага потребителя какие-либо действия управление предпринять не сможет в соответствии с законом. Если заявитель не желает писать претензию, он может оставить свой отзыв в книге отзывов и предложений и уже затем обращаться в Роспотребнадзор с приложением фотоподтверждения.

В суды направили за 2019 год направили 182 дела о привлечении к административной ответственности, для сравнения в 2018 г их было 272, по 59 из них назначены штрафы с конфискацией предмета правонарушения, по 100 – назначен административный штраф, вынесли 13 предупреждений и 48 предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства. С июля по декабрь 2019 года проводились внеплановые проверки торговых предприятий, реализующих молочную продукцию на предмет нарушения законодательства о предоставлении информации о содержании заменителя молочного жира. Проверены 1072 объекта, нарушения установлены в 687 (64%), возбуждено 648 дел о нарушении правил продажи, вынесено штрафов на сумму 450 тысяч рублей.

В прошлом году специалисты управления выдали 52 заключения по судебным делам в целях защиты прав потребителей. В их пользу присуждено более 2,8 млн рублей, из которых компенсация морального вреда составила почти 150 тысяч рублей. 64,8% рассмотренных дел пришлось на куплю-продажу товаров, 21,6% – финансовые услуги. Рассмотрели семь исков в защиту прав неопределенного круга лиц, все они удовлетворены. 15 исков конкретных потребителей также удовлетворено, граждане получили 666,5 тыс. рублей, в том числе 26,5 – в качестве морального вреда.

За неоднократные нарушения прав потребителей в 2019 году ликвидировали по решению суда компанию по продаже мебели и компанию по организации информационно-абонентских услуг.  По обращениям граждан на мошенничество в Интернет-торговле в 2019 году поступило более 70 обращений, по 55 из них даны разъяснения.

По словам начальника отделения по защите прав потребителей консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Евгении Миромановой, помимо регионального консультационного центра в области действуют 13 консультационных пунктов в филиалах центра гигиены и эпидемиологии. Их цель – информирование, профилактика правонарушений и оказание юридической помощи в защите прав потребителям. В 2019 году сотрудниками консультационного центра и пунктов проконсультировано 6885 потребителей (в 2018 году – 6951). Наиболее актуальными для потребителей продолжают оставаться следующие сегменты потребительского рынка: продажа технически сложных товаров и мобильных телефонов – 33,9%, одежды, обуви – 9,7 %, мебели – 6,6%, оказание бытовых услуг – 5,4 %, финансовых услуг – 4,9 %, услуг ЖКХ – 3,7%, изготовление пластиковых окон, дверей – 3%.

На понятие «потребительский экстремизм» обратил внимание вице-президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Анатолий Балаганский. Он рассказал, что за защитой своих прав в общественную организацию обращаются и предприниматели сферы торговли и услуг, страдающие от тех, кто наживается на незнании закона о защите прав потребителей. Многие мошенники, используя в своих целях некоторые положения закона и юридическую грамотность, буквально наживаются на тех предпринимателях, кто тщательно не изучил Закон и не обезопасил себя от потребителей-экстремистов, зарабатывающих на штрафах, компенсациях. Юристы общественной организации по защите прав потребителей, действующей с 1992 года, также оказывают помощь в судебных и юридических тяжбах. В последние годы к общественникам обращаются за юридическим содействием и в заключении сделок по купле-продаже недвижимости, дабы обезопасить себя от недобросовестных риэлтеров.

Справка. Консультационный центр действует с 2009 года и имеет богатый практический опыт консультирования, досудебного урегулирования, подготовки исковых заявлений и представления интересов потребителей в суде. Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» –  8(3952) 22-23-88.

Горячая линия Управления  Роспотребнадзора по Иркутской области  – 8-800-350-26-86.

Единый консультационный центр Роспотребнадзора – 8800-555-49-43.

Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей