18 марта 2020 10:03

Человек будущего в Иркутском музыкальном театре

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

«Светлое будущее» наконец-то наступило. Правда, не «в отдельно взятой стране», а только на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. Здесь поставили музыкально-сатирическую комедию по мотивам ранней пьесы Валентина Катаева «Дорога цветов».

Интересно, что режиссер постановки Вадим Данцигер окончил в 1989 году Иркутское театральное училище.

Мой педагог Вера Александровна Товма увидела меня, когда я тренировался поступать в институт имени Бориса Щукина, и сказала, что если я осмелюсь приехать в Иркутское театральное, то она меня возьмет на курс. С этого и началась моя театральная жизнь, – рассказал он. – После окончания училища я вернулся обратно – домой в Москву.

«Светлое будущее» – это второй спектакль Вадима Данцигера в Иркутске. В 2009 году он поставил «Кина IV» в ТЮЗе им. А. Вампилова.

Работа в музыкальном театре для меня не эксперимент, дело в том, что все мои спектакли очень музыкальны, – пояснил режиссер. – Для меня пьеса Валентина Катаева – это, прежде всего, глубокая и многоплановая драматургия. Здесь автор еще очень близок к Зощенко, и сквозь комическое мы видим совсем невеселые вещи.

Однако видим мы это не сразу. Вначале зритель погружается в атмосферу Москвы 1930-х годов. На сцене – трамвай, который, поворачиваясь другой стороной, превращается в коммунальную квартиру с портретами идеологов коммунизма и социализма. Он по задумке художника Бориса Шлямина становится своеобразным символом времени.

Недавно закончился НЭП, Катаев с Зощенко приехали из Одессы и еще считали, что своим творчеством они изменят мир, поэтому пьеса такая острая, – считает Вадим Данцигер. – К сожалению, этот спектакль современен и сегодня, а некоторые представители власти очень похожи на нашего героя. Да и вся атмосфера неуловимо напоминает сегодняшний день. Еще один план в спектакле – история взаимоотношений не совсем порядочного мужчины с женщинами и обществом. Он вроде верит в светлое будущее, но живет иначе.

Лектор Завьялов (Александр Баязитов, Егор Кириленко) рассказывает о светлом будущем, когда новый «сверхчеловек» будет свободен от всяческих предрассудков и уз, в том числе семейных. И сам он уже, кажется, начал претворять в жизнь свою теорию. Ведь будучи женатым на Маше (Мария Дербина, Юлия Пихтина), он завел роман с Таней (Анна Захаренкова, Софья Сучкова). Однако, когда его новая возлюбленная попала в трудную ситуацию, человек будущего жалеет для нее денег и с легкостью уходит к новой пассии Вере Газгольдер (Евгения Калашникова, Людмила Шер). Еще ярче его натура проявляется во время ссоры с мужем своей новой пассии (Никита Мещеряков, Евгений Рекутный) из-за стоимости шубы. А когда после любовных неудач он возвращается к Маше и видит, что она вполне счастлива с доктором (Игорь Переверзев, народный артист РФ Владимир Яковлев), то вся его теория о свободной любви сводится к постулату – «я за коммунизм, но не в нашем селе».

Трагический накал в этом комедийном спектакле нарастает постепенно. В итоге на фоне личного счастья всех героинь Завьялова арестовывают. В финале на сцене появляется портрет Сталина.

Пьеса иронична, местами даже смешна, но смысл в том, чтобы через праздничное, весеннее, через Первомай и мечты об островах в Тихом океане увидеть реалистичный финал, который для меня очень важен, и к которому ведется перспектива, – рассказал режиссер. – Тональность финала внешне тоже оптимистична и бодра. Музыкальный номер так и называется – «Светлое будущее», но контрапунктом должно идти то, что несет наша историческая, генетическая память. Завьялова арестовывают, а мы все понимаем, что такое аресты в 1930-х годах.

Но несмотря на двоякий финал, спектакль все-таки получился очень легким, музыкальным и в большей степени оптимистичным.