Готовность номер один

Темой заседания Совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, прошедшего в режиме видеосвязи, стала готовность Приангарья к пожароопасному периоду.

– Ни в коем случае нельзя допустить массовых лесных пожаров прошлого года, когда огонь уничтожил тайгу на площади более полутора миллионов гектаров, – сказал председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников, открывая заседание.

 

Противопожарные разрывы нужно узаконить

По информации заместителя начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области Василия Разумнова, в пожарно-спасательных гарнизонах сформированы аэромобильные группы в целях оперативного реагирования. Создано 67 постов временной дислокации подразделений государственной противопожарной службы, за счет которых повысится уровень противопожарной защиты 159 сельских населенных пунктов. В 26 малочисленных подразделениях противопожарной службы организовано дежурство добровольцев. К тушению пожаров будет привлечено более 1200 единиц инженерной, водовозной и приспособленной техники предприятий, дислоцированных на территориях районов.

Подготовлено к работе имеющееся на вооружении пожарное оборудование, в том числе воздуходувки и ранцевые огнетушители. Совместно с органами местного самоуправления идет формирование патрульных и маневренных групп. Уже создано более 1400 таких групп, численностью порядка 5,5 тыс. человек.

А вот состояние пожарно-химических станций (ПХС), показавших свою эффективность в борьбе с огнем, вызывает тревогу.

– В феврале была проведена проверка ПХС в лесхозах, – рассказал Василий Разумнов. – Выяснилось, что их готовность находится на низком уровне. 21 единица техники неисправна и к работе приступить не может. Во многом это объясняется отсутствием финансовых средств, которые вовремя не поступили. По той же причине укомплектованность ПХС работниками составляет 70% от штатной.

Как известно, труднодоступные, в большинстве своем удаленные северные территории, входили в так называемую зону контроля, где лесные пожары из-за больших затрат не тушили, а только фиксировали. Но дым от этих пожаров тянулся на сотни километров, заволакивая населенные пункты. Жалобы населения вынудили втрое сократить зону контроля. Однако у авиабазы охраны лесов недостаточно сил и средств обслуживать дополнительные миллионы гектаров леса. Требуется, по словам Василия Разумнова, увеличить численность летчиков-наблюдателей на пять человек и на 180 человек усилить парашютно-десантную службу.

Он также обратил внимание на проблему с созданием противопожарных разрывов, которая не решается в течение трех последних лет. Все упирается в законодательство. В настоящее время запрещена рубка лесов для прокладки минерализованных полос в природоохранных, водоохранных и защитных лесах.

Эту же проблему поднял и председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Виктор Побойкин:

– Я много лет руководил районом и как практик могу сказать: в этом вопросе сегодня хромает сама законодательная база. У главы нет ни возможностей, ни средств, ни предприятий, которые бы могли выполнить противопожарные разрывы. Если он каким-то образом разрывы делает, над ним висит топор со стороны правоохранительных органов и прокуратуры. Не делает – возникает риск перехода лесного пожара на поселение. Надо взяться вместе и проработать эту ситуацию.

С ним согласился и присутствующий на заседании депутат Государственной думы РФ Сергей Сокол:

– Когда по предписанию МЧС муниципалитеты должны выполнить противопожарную просеку, иногда приходится вырубать лес. А это федеральная собственность, у территорий нет таких полномочий. И здесь мы, законодатели федерального уровня, должны обратить внимание на сложившуюся ситуацию, ведь создание таких полос – крайне важное защитное средство.

 

Не повторять ошибок 2019 года

Представители Чунского района обозначили еще одну проблему: до сих пор не решен вопрос, что делать с аварийными домами, покинутыми своими хозяевами во время летнего наводнения. Эти дома – мина замедленного действия, в одном только поселке Октябрьский их порядка 300. Снег сойдет и возникнут неконтролируемые пожары. Необходимо выделение денег из областного бюджета на их утилизацию.

По мнению исполняющего обязанности областного министра лесного комплекса Дмитрия Петренева, в первую очередь необходимо проанализировать итоги прошедших пожароопасных периодов и работать над исправлением тех причин, которые привели к развитию масштабных пожаров.

В прошлом году зафиксировано 1053 пожара на площади 1,6 млн гектаров. Половина из них произошла в период с 1 июня по 31 июля. Часть из них, входящая в «зону контроля», не тушилась, что привело к массовому распространению огня. Сейчас по инициативе министерства лесного комплекса «зона контроля» сокращена с 32 до 9 млн гектаров лесных насаждений. Прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств для Иркутской авиабазы охраны лесов, – сообщил глава ведомства.

Одной из причин пожаров, как считает Дмитрий Петренев, является низкая эффективность профилактической работы с населением, по вине которого возникает большое количество пожаров, особенно весной во время палов травы:

– Совместно с МЧС нами созданы патрульные группы. Они уже приступили к работе по всей территории области.

Еще одна причина – отсутствие оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров в первые сутки. Доля пожаров, потушенных в первые сутки, в среднем по Сибирскому федеральному округу составила 73%, а в Иркутской области – лишь 51%.

Влияет на низкую активность тушения пожаров и высокий износ лесопожарной техники. Половина уже почти полностью выработала свой ресурс.

В прошлом году приобретено 70 единиц техники, которая сегодня поступает в лесхозы, – сообщил и.о. министра лесного комплекса.

Самый серьезный недостаток, по словам Дмитрия Петренева, нехватка финансовых средств на исполнение полномочий по охране лесов от пожаров, переданных федеральным центром Иркутской области. Недофинансирование составляет более 1,5 млрд рублей, причем большую часть расходов приходится нести областному бюджету.

Содержание в полной боевой готовности авиабазы охраны лесов и ПХС, по мнению Александра Ведерникова, должно финансироваться за счет средств федерального бюджета.

– Необходимо убедительно формировать свои обращения в Рослесхоз и Федерацию с тем, чтобы нам помогли выполнить полномочия Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Нам нужно глубоко разобраться в вопросах тарификации и нормативности финансирования расходов, связанных с ликвидацией ЧС, – подчеркнул спикер.